Комиссия по развитию образования Общественной палаты России продолжает вести общественные слушания проекта нового федерального закона «Об образовании». Тревогу общественности вызвало предлагаемое законопроектом упразднение начального профессионального образования (НПО). Возникают вопросы: что будет с ПТУ, и где будут получать образование те, кто в них учился? О дальнейшей судьбе училищ в интервью РИА Новости рассуждает вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов.
- Виктор Александрович, почему разработчики законопроекта сочли, что российское образование не нуждается в ПТУ?
- Учреждения начального профессионального образования должны выполнять две функции — давать школьные знания и рабочую профессию. Сейчас их выпускники, во-первых, в большинстве своем не работают по специальности, так как не имеют нужных навыков. Так, современный сварщик должен выполнять гораздо более сложные сварочные работы, чем те, каким может научить его нынешнее ПТУ, а строитель должен иметь представление о новых строительных материалах и владеть современными инструментами, чему в строительных училищах тоже не учат.
Во-вторых, все учащиеся должны получить сейчас полное среднее образование. Но во всех регионах, где студенты ПТУ сдавали ЕГЭ, наблюдается одна и та же картина: результаты ЕГЭ у студентов ПТУ существенно ниже, чем у школьников. Получается, что давать нормальное школьное образование учреждения НПО тоже не могут. То есть ни ту, ни другую из своих главных функций они не выполняют.
- Если в соответствии с проектом нового закона НПО будет упразднено, придет ли ему что-то на смену?
- «Задает тон» здесь Москва: в столице уже давно объединили учреждения начального и среднего профессионального образования — ПТУ и техникумы, создав вместо них колледжи. То же предполагается сделать со всеми учреждениями НПО. Высказываются, правда, справедливые опасения, что изменения произойдут лишь на бумаге. Вывеска сменится, прежняя суть останется. И вероятность именно такого развития событий весьма велика.
Главные проблемы российского НПО — отсутствие материально-технического обеспечения и квалифицированных преподавательских кадров. Учитывая, что большинство учреждений НПО финансируется из региональных бюджетов, среди которых много дотационных, справиться с проблемами одними своими силами учреждения не смогут.
- Каковы, на ваш взгляд, способы разрешения ситуации?
- Только сотрудничество с работодателями и сетевая организация процесса обучения, когда в подготовке специалистов будут принимать участие и предприятия, и службы занятости, и собственно учебные заведения. Работодатели к такому сотрудничеству уже готовы — они понимают, что без их участия хорошего специалиста им никто не подготовит. Большинство градообразующих предприятий активно работает с ПТУ и техникумами. Есть, разумеется, примеры высококлассных ПТУ, созданных при участии таких компаний, как «Норникель». Типичными их, конечно, не назовешь, однако остальные потихоньку начинают работать в том же направлении…
Если удастся реализовать сетевую модель взаимодействия образовательных учреждений и предприятий, подготовка рабочих выйдет на новый уровень. Работодатели смогут донести свои потребности до колледжей. Выпускник по окончании учебного заведения сможет сразу стать полноценным работником, а не доучиваться на рабочем месте.
- А какая судьба ждет сельские ПТУ? Там зачастую и работодателей-то нет...
- Судьба сельских ПТУ — отдельный трудный вопрос. Есть вероятность, что сельские ПТУ не смогут стать филиалами техникумов: не хватит ресурсов. Тогда самая незащищенная часть молодежи — ребята из неблагополучных сельских семей – не смогут получить достойное образование. Здесь регионы должны четко осознавать возможности своего сельского хозяйства. Если сельское хозяйство не развито, урожай не собирается, а из села все уезжают, значит нужно организовать для сельских ребят обучение, которое позволит им найти работу в других селах и городах. Но есть и очень успешные в смысле развития сельского хозяйства регионы – к примеру, Белгородская, Воронежская области, где ПТУ сотрудничают с работодателями.
Еще одно важное решение, которое, как мне представляется, нужно принять для развития нашего среднего профессионального образования — это введение двух уровней ЕГЭ, рассчитанных на собирающихся поступать в вузы – и в колледжи или техникумы. Это поможет сделать школьную программу более дифференцированной. ЕГЭ для тех, кто собирается пойти в вузы, в целом может быть и сложнее, чем сейчас. А для тех, кто хочет идти в учреждения среднего профессионального образования — проще.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости