Всего два месяца остается до завершения реализации программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2005-2010 годы, более известной как "Три пятерки". Среди основных ее задач постулировалась необходимость за пять лет вывести Северную столицу в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим количеством посещений 5 миллионов туристов в год. О результатах претворения в жизнь амбициозного плана корреспондент РИА Новости Алексей Хованов побеседовал с Марианной Орджоникидзе, начальником управления по туризму комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга.
- Назовите основные проблемы, которые приходится решать администрации города при осуществлении программ, направленных на повышение туристической привлекательности города. Каким образом решаются эти проблемы?
- Нынешний, 2010 год - завершающий год реализации действующей программы. Системный подход к развитию Санкт-Петербурга как туристского центра в рамках программы в целом, на наш взгляд, оправдал себя. Для обеспечения преемственности и последовательности в развитии туризма необходимо разработать и утвердить новую программу на период до 2016 года.
В современных условиях возрастает конкурентная борьба за туриста, и требуются значительные усилия по их привлечению. Это не только меры по продвижению, но и условия по созданию конкурентоспособного в ценовом отношении турпродукта.
Важность продолжения активного развития туристской отрасли обусловлена её существенным вкладом в экономику города. По подсчетам экспертов, доходы Петербурга от туризма составляют свыше 140 миллиардов рублей в год, это почти 10% ВРП.
Необходимо изменение миграционного законодательства в части регистрации иностранных туристов с целью облегчения этой процедуры, уменьшения формальностей. По нашему мнению, действующее законодательство в большей степени направлено на борьбу с незаконной миграцией в сфере трудовых отношений, при этом ущемляются права туристов и турбизнеса.
Если говорить о текущих задачах, то я бы назвала, во-первых, повышение ценовой доступности Санкт-Петербурга для туристов, а именно снижение стоимости прибытия в Северную столицу. В этой связи развитие аэропорта Пулково предполагает увеличение числа авиакомпаний и, как результат, снижение стоимости авиабилета.
Не менее остро стоит вопрос снижения стоимости размещения в городских гостиницах. С учетом того, что стоимость проживания составляет сегодня до 50% общих расходов туриста в Санкт-Петербурге, развитие гостиничной инфраструктуры играет важную роль в повышении конкурентоспособности города. В Европе, например, уже 21 страна снизила НДС для своих отелей до уровня 5-7%. У нас же в 2009 году увеличились тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги для гостиниц на 20-25%.
Поэтому в готовящихся изменениях и дополнениях к программе развития гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга мы планируем ряд мер по снижению общих затрат гостиничных объектов.
Стоит задача и активного привлечения туристов в низкий сезон, в том числе за счет проведения в городе мероприятий международного уровня и их продвижения на туристском рынке.
Все эти меры и задачи, в большинстве своём имеющие долгосрочные перспективы, учитываются нами в новой программе развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2016 годы.
- Какие достижения в развитии гостиничной инфраструктуры вы могли бы записать в свой актив?
- За последние 2,5 года введено в эксплуатацию более 3 тысяч номеров. И на сегодняшний день мы имеем 657 гостиниц и других объектов размещения с общим номерным фондом около 32 тысяч. Интерес инвесторов к проектам гостиничного строительства стабилен, и в 2010-2011 годах планируется ввести в эксплуатацию еще 2,5 тысячи номеров.
Ни для кого не секрет, что по сравнению с крупными европейскими туристскими центрами пребывание в Санкт-Петербурге обходится дороже. Но не потому, что у наших представителей рынка неограниченные аппетиты. В Европе легче работать, условия другие. Для отельеров создана льготная система налогообложения, более выгодные условия кредитования. В Чехии, к примеру, инвестор может получить кредит на строительство гостиницы с рассрочкой на 25 лет под 7% годовых. Для сравнения в России кредит дают максимум на пять лет под 18-25% годовых. Отсюда и высокие цены в местах размещения.
- Каковы итоги программы безвизового режима для пассажиров паромов?
- В безвизовом режиме пассажиров паромов мы принимаем первый год. С открытием паромной линии между Санкт-Петербургом и Хельсинки рассчитывали за сезон принять 40 тысяч гостей, а получили уже 65 тысяч. Когда на пароме не оказывается ни одного свободного места - это большое достижение. Каждый турист на берегу оставляет деньги, что способствует росту экономического потенциала города.
Несмотря на введение безвизового режима для пассажиров паромов, "визовая проблема" в целом по-прежнему является слабым звеном в конкурентной борьбе нашего города с туристскими центрами Европы, входящими в Шенгенскую зону.
На примере круизного туризма мы видим, что решения по облегчению визового режима - это дополнительные туристские потоки, исчисляемые сотнями тысяч новых гостей. Так, в навигацию 2010 года Санкт-Петербург посетили 430 тысяч туристов - пассажиров круизных судов (без учета туристов, прибывших на пароме).
Для развития аэропорта как транзитного узла, для стимулирования круизного туризма и для развития конгрессного туризма - решение визовой проблемы нельзя недооценивать.
- Каковы тенденции в изменении структуры турпотоков за последние годы?
- Благодаря развитию Интернета больше стало индивидуалов, которые едут к нам не только отдохнуть, но и в служебных целях. Бизнесменов привлекает хороший инвестиционный климат, что способствует развитию делового туризма. Санкт-Петербург является лидером в России по количеству отелей, представленных в глобальных системах бронирования. Хотя в 2010 году туроператоры отмечают оживление во въездном туризме именно в групповом сегменте. Изменилась статистика посещений Санкт-Петербурга российскими туристами. Пять лет назад в год мы принимали 1,2 миллиона человек, а сейчас 2,5 миллиона. Особенно радует то, что, заказывая полноценные познавательные программы, большими группами на каникулы приезжают школьники из Москвы, Екатеринбурга, Пскова, Ульяновска, других городов.
- Марианна Марговна, по вашему мнению, какова главная составляющая успешного развития туристской отрасли?
- На международном уровне удалось изменить имидж города. Из столицы криминальной, оставим за скобками, насколько такой ярлык соответствовал истине, мы доказали, что действительно являемся культурной столицей.