Постоянный представитель РФ при АСЕАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Индонезии Александр Иванов дал интервью РИА Новости в связи с предстоящими в Ханое вторым саммитом Россия-АСЕАН, в котором примет участие Президент РФ Дмитрий Медведев, и оформлением присоединения России к Восточноазиатским саммитам (ВАС). Беседовал Михаил Цыганов.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 году), Вьетнам (в 1995 году), Лаос и Мьянма (в 1997 году), Камбоджа (в 1999 году). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.
Россия не входит в АСЕАН, но является полноправным участником диалога стран региона с их партнерами, в число которых входят также Австралия, ЕС, Индия, Китай, Новая Зеландия, США, Южная Корея и Япония. Первый саммит Россия-АСЕАН состоялся в 2005 году.
Механизм ВАС был создан в 2005 году по инициативе АСЕАН. В качестве приоритетной цели объединения было заявлено укрепление мира, стабильности и экономического процветания в регионе. Ключевыми направлениями практического взаимодействия были определены финансовая стабильность, энергетическая безопасность, климат и чрезвычайное реагирование, здравоохранение, а также образование.
Участниками ВАС с момента образования стали 10 стран АСЕАН, а также Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония. В субботу глава МИД РФ Сергей Лавров примет участие в Пятом Восточноазиатском саммите ВАС, в ходе которого состоится оформление присоединения России, а также США к этому механизму.
- Александр Анатольевич, 30 октября в Ханое пройдет второй саммит Россия-АСЕАН - почти точно через пять лет после первого, состоявшегося 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре. Еще за 15 лет до этого мы рассматривали АСЕАН как враждебный блок, а теперь нормально сотрудничаем с Ассоциацией, а наш бывший главный союзник в ЮВА Вьетнам вообще является ее членом. В чем смысл таких стремительных перемен?
- Действительно, за последние 15 лет много воды утекло и в отношениях России с Ассоциацией, и вообще в глобальном измерении. Само место России и АСЕАН на международном ландшафте значительно изменилось. Именно с этим связано, я думаю, и иное качество отношений России с АСЕАН.
Ныне АСЕАН - это примерно 550 миллионов человек. Огромный рынок, к тому же, очень динамично развивающийся. Даже в условиях экономического кризиса эти страны показывают очень хорошие макроэкономические показатели.
Ну, допустим, Индонезия: в прошлый, самый кризисный год темпы роста ВВП Индонезии составили 4,5%, в этом году ожидается 6,4%.
Поэтому эта динамично развивающаяся группировка - к тому же, высокоинтегрированная группировка, вокруг которой происходят новые интеграционные процессы в обширном Азиатско-Тихоокеанском регионе - для нас представляет, несомненно, стратегический интерес. Именно поэтому качество наших отношений с Ассоциацией исключительно велико. Мы движемся ко второму саммиту Россия-АСЕАН с достаточно хорошим багажом, который мы надеемся нарастить по результатам этого саммита.
- Вы являетесь послом России в Индонезии - стране, дипломатические отношения с которой СССР установил 60 лет назад. Со многими другими странами АСЕАН у нашей страны тоже давние связи. Что может добавить к двустороннему сотрудничеству с ними взаимодействие со всей АСЕАН как единой региональной организацией?
- Россия последовательно развивает отношения двустороннего сотрудничества со всеми без исключения странами АСЕАН и параллельно с АСЕАН как с очень перспективным объединением.
Добавленная стоимость нашего взаимодействия с Ассоциацией, это, разумеется, и политические, и экономические, и культурные связи. Дело в том, что в Ассоциации (особенно сейчас, после принятия Устава этой организации) намечены ориентиры движения к большей интеграции: АСЕАН поставила себе цель создать к 2015 году три сообщества - сообщество в политической сфере, в торгово-экономической и в культурно-гуманитарной сферах.
Это означает, что Ассоциации все более воспринимается и самими асеановцами, и их партнерами как единое целое. Это означает такие конкретные вещи, как, например, как создание "открытого неба" к 2015 году. Это означает, что это будет единый рынок, зона свободной торговли. Именно поэтому отношения именно с Ассоциацией являются для нас все более и более значимыми.
- Насколько реальна перспектива для АСЕАН выполнить программу превращения к 2015 году в высокоинтегрированное сообщество, во многом похожее на Евросоюз?
- Да, эта перспектива вполне реальна.
Дело в том, что Азиатско-Тихоокеанский регион имеет свою специфику, обусловленную его историческим развитием, он не является в культурно-цивилизационном плане таким гомогенным, как, скажем, Европа. И отсюда - свои особенности, в том числе, у стран АСЕАН.
Вряд ли к 2015 году АСЕАН будет похожа на ЕС, но в том, что это будет гораздо более интегрированное сообщество, у меня сомнений нет. Тем более, что асеановцы достаточно динамично продвигаются в своей интеграции во всех трех указанных выше сферах.
- Завершающийся год был богат на первые практические шаги в таком сотрудничестве - начал работать финансируемый РФ Фонд диалогового партнерства Россия-АСЕАН, в индонезийской столице успешно прошли курсы "Русский язык для туроператоров стран-членов АСЕАН". Кому-то это может показаться мелочами… Так ли это на самом деле?
- Может быть, кому-то это может показаться мелочами. Но дело в том, что это только один пример. Ведь русский язык для туроператоров АСЕАН - это очень перспективный проект. Достаточно сказать, что если мы возьмем хотя бы пример Индонезии и острова Бали, который посещают российские туристы во все больших масштабах, то курсы русского языка имеют огромное значение - как и для наших туристов, посещающих эти страны, так и в смысле культурного общения, культурного взаимодействия между нами и асеановцами.
Но это только один проект, финансируемый за счет нашего совместного фонда. Есть и другие проекты. Допустим, наша корпорация "Росатом" недавно провела в Ханое прошедший с большим успехом семинар для экспертов АСЕАН по вопросам российского опыта в мирном использовании атомной энергии. С Вьетнамом уже заключено соглашение о строительстве АЭС.
Есть и другие направления нашего конкретного сотрудничества. Это биотехнологии, возобновляемые источники энергии, геотермальные источники энергии, энергетика как таковая, создание системы энергетической безопасности в рамках АСЕАН.
Эти вопросы, а также вопросы инновационного развития сейчас встают в первую очередь в нашем сотрудничестве с Ассоциацией.
Это будет помогать и в модернизации экономики России - той задачи, которую мы все сейчас выполняем.
- А чего удалось достичь в нашем сотрудничестве с АСЕАН за годы после первого саммита в стратегическом плане?
- В первую очередь, нам удалось еще больше сблизить наши позиции с АСЕАН по международным как глобальным, так и региональным вопросам.
У нас действительно очень близкие позиции. У нас практически схожие концепции нового миропорядка, основанного на нормах и принципах международного права, главенствующей роли ООН и ее Совета Безопасности в международных делах, неделимости безопасности. Вот эта практически схожая философия нового миропорядка позволила нам придти ко второму саммиту с АСЕАН с добавленной политической стоимостью. Торгово-экономические связи, связи в техническом сотрудничестве также выросли намного. И я думаю, что в ходе Ханойского саммита Россия-АСЕАН стороны оценят по достоинству тот путь, который был пройден со времени первого саммита, и, разумеется, наметят пути дальнейшего развития сотрудничества во всех этих областях.
- Товарооборот между Китаем и странами АСЕАН по итогам первого полугодия 2010 года увеличился на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это объясняют заключением между ними соглашения о создании зоны свободной торговли. Есть ли подобные планы у России?
- Действительно, создание двусторонних и многосторонних зон свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе - это один из магистральных путей новых форм экономической интеграции в этом регионе. Мы внимательно наблюдаем за этим процессом и не только наблюдаем, но и имеем планы стать его участниками. Правда, на этом пути есть определенные трудности. В первую очередь, я имею в виду то, что Россия пока не является участником ВТО.
К тому же, любые проекты по созданию зон свободной торговли между Россией и странами АСЕАН - или другими азиатскими странами - неизбежно вызовут вопросы координации этих зон свободной торговли с другими участниками нашего Таможенного союза - я имею в виду, Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Но в принципе, эти проблемы преодолимы. Поэтому мы имеем в виду планировать наше участие в сети зон свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая асеановские страны.
- В начале месяца в Ханое Россия приняла участие в первой в истории официальной встрече министров обороны десяти стран, входящих в АСЕАН, и восьми государств-партнеров по диалогу. Каковы перспективы нашего взаимодействия с АСЕАН в данной области?
- Это очень важная инициатива, с которой выступил Вьетнам, и она начала реализовываться в ходе упомянутого вами совещания министров обороны стран АСЕАН с восемью партнерами по диалогу, включая Россию. Мы считаем, что у этого механизма есть очень хорошие перспективы развития.
Дело в том, что не все благополучно в Азиатско-Тихоокеанском регионе с точки зрения обеспечения безопасности. И различные многосторонние механизмы, которые действуют в этом регионе, должны взаимно дополнять друг друга - в том числе, в вопросах безопасности. Поэтому встречи министров обороны АСЕАН с партнерами по диалогу, включая Россию - очень важное начинание, которое будет способствовать коллективности принятия решений по актуальным вопросам безопасности и многосторонности в области обеспечения безопасности в этом обширном регионе.
- АСЕАН принадлежит решающее слово в вопросе об участии России и США в регулярных саммитах по созданию еще более крупной региональной организации - Восточноазиатских саммитов (ВАС). Похоже, это слово уже прозвучало?
- Россия подала заявку на участие в Восточноазиатских саммитах в 2005 году. Эта заявка довольно долго рассматривалась асеановскими странами, и вот теперь она начинает реализовываться: в этом году асеановцы официально озвучили предложение России, а также США, стать участниками Восточноазиатских саммитов.
Официально участие России в Восточноазиатских саммитах будет оформлено в следующем году, когда председательство в АСЕАН перейдет к Индонезии. Однако уже в этом году мы будем присутствовать на Восточноазиатском саммите в Ханое в качестве специальных гостей.
- Что можно ожидать от предстоящего саммита?
- Во-первых, как я уже говорил, лидеры России и стран АСЕАН обсудят то, что сделано за последние пять лет, и наметят, конечно, пути и задачи на дальнейшее продвижение в нашем сотрудничестве по многим параметрам. Это касается и сферы нашего взаимодействия в области антитеррора - ведь у нас действует российско-асеановская рабочая группа по борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом. Это и вопросы чрезвычайного реагирования - мы хотели бы наметить программу специального сотрудничества с АСЕАН в этой области. И, разумеется, в вопросах энергетического сотрудничества.
По итогам российско-асеановского саммита в Ханое будет принято совместное заявление лидеров, в котором все эти вопросы будут четко очерчены.
Кроме того, на полях российско-асеановского саммита ожидается подписание соглашения о культурном сотрудничестве между Россией и АСЕАН.