Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Коррупция в России похожа на неизлечимую болезнь: какие лекарства не применяй, состояние пациента лишь последовательно ухудшается. Такой вывод напрашивается после обнародованных 26 октября Transparency International результатов ежегодного исследования Индекса восприятия коррупции (ИВК) в России в 2010 году. ИВК, повторим, измеряет уровень не коррупции (в государственном секторе той или иной страны) как таковой, а именно ее восприятия, и вычисляется по данным опросов, проведенных среди экспертов и бизнесменов.
По сравнению с прошлым годом положение России в рейтинге ухудшилось: страна опустилась со 146 на 154 место из 178 стран. Аналогичный результат показали Центральноафриканская Республика, Гвинея-Бисау, Камбоджа, Кения, Папуа - Новая Гвинея и Таджикистан. Самыми благополучными признаны Дания, Новая Зеландия и Сингапур. Замыкают список Афганистан, Мьянма (Бирма) и Сомали.
То, что именно коррупция тормозит развитие российской экономики, не позволяет эффективно работать большинству законов, новостью не является. Президент Дмитрий Медведев назвал коррупцию «системной проблемой». Принятие антикоррупционного пакета законов, которые, в частности, обязали крупных чиновников, депутатов, сенаторов и их семьи декларировать доходы, а также запретили чиновникам получать подарки стоимостью дороже трех тысяч рублей, по всей видимости, особого эффекта не дали. «Реализация заявленной руководством страны антикоррупционной политики зашла в тупик», - констатируют в Transparency International.
Об ухудшении ситуация с коррупцией свидетельствуют и другие показатели. К примеру, неуклонно растущий год от года размер взятки. По данным МВД, если в 2008 году средняя «бытовая» мзда составляла 8 тысяч рублей, то в 2009 году она утроилась, составив 23,1 тысячу рублей.
В текущем году в коррупционный «конвертик» чиновникам поместилось на треть больше купюр – размер взятки вырос до 30,5 тысяч рублей. Получается, что взятка почти догнала показатель средней зарплаты госслужащего в стране (по данным Росстата, она составляет 35 тысяч рублей).
Впрочем, чиновники не считают свою зарплату достойной и уже на этом основании, видимо, считают мздоимство вполне допустимым. Такой вывод можно сделать, например, из интервью главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова телеканалу «Вести24». Чиновник объяснил, почему его ведомство - по результатам исследования коррупции в России, проведенного порталом Public.ru - оказалось в числе лидеров.
Оказалось, что в том, что чиновники берут взятки, виновата низкая зарплата. «Не может человек работать в Москве и получать 18 тысяч рублей», - сказал он. Тем более, если этот человек работает с огромным количеством материальных ценностей.
По данным Public.ru, первенство по числу взяток прочно удерживают чиновники всех мастей (исследователи мониторили факты мздоимства, опубликованные в СМИ). В тройке лидеров также сотрудники милиции, в частности «гаишники». Далее идут учителя, врачи и судьи. По данным пресс-бюро Федеральной службы судебных приставов, в 2010 году на три четверти возросло число судебных приставов, пойманных на взятках. Число преступлений, связанных с присвоением денежных средств и имущества должников, почти удвоилось. Похоже, судебные приставы также сильно недовольны системой оплаты своего труда.
При этом эффективность борьбы с коррупцией снижается. По данным Генпрокуратуры, в первом полугодии текущего года выявлено более 142 тысяч нарушений антикоррупционного законодательства, что на 32 тысячи меньше, чем за тот же период прошлого года.
Самым распространенным составом преступлений коррупционной направленности, рассмотренных судами в текущем году, остается дача взятки.
От выявления коррупционного преступления до реального наказания расстояния в России космические. По данным Генпрокуратуры, в первом полугодии 2010 года судами рассмотрено 917 уголовных дел по фактам получения взяток, что на 120 дел больше, чем за тот же период прошлого года. При этом анализ судебной практики показывает, что наиболее распространенным видом наказания по таким преступлением является лишение свободы условно (58% в 2009 году и 55% в первом полугодии 2010 года). Еще 26% взяточников отделались штрафами и лишь 16% преступников получили реальные сроки. Примечательно, что количество оправданных составило 3,4%, хотя в целом по стране оправдательные приговоры по уголовным делам не превышают 1% от общего числа.
Более того, судя по судебной статистике, давать взятку сейчас куда более опасное занятие, чем ее получать. По данным Верховного суда (ВС), в первом полугодии 2010 года за дачу взятки осуждены 1723 человека, в то время как за получение – всего 1009 граждан. При этом в значительной части дел сумма взятки колеблется в пределах от ста до трех тысяч рублей. Не получится ли так, что в ближайшее время мы увидим радующие глаз отчеты о борьбе с коррупцией в стране, главными фигурантами в которых окажутся водители, вступающие в коррупционные отношения с кристально честными «гаишниками», или отчаянные домохозяйки, оплачивающие нужные результаты ЕГЭ для ребенка-балбеса. По всей видимости, у более «весомых» коррупционеров достаточно средств на адвокатов и других – административных - возможностей, чтобы судебную статистику своим присутствием не засорять.
Между тем, рецепты реальной борьбы с коррупцией давно известны. Четкая регламентация действий чиновников и жесткий контроль за выполнением ими своих обязанностей могли бы стать эффективной мерой борьбы с мелкой, бытовой коррупцией. Контроль за соответствием доходов и расходов госслужащих и членов их семей, а также серьезное (реальный тюремный срок, конфискация имущества) и неотвратимое наказание за взятки позволило бы сделать более эффективной борьбу с «большой» коррупцией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции