26 октября исполняется 130 лет со дня рождения поэта и писателя Борис Николаевич Бугаев, работавшего под псевдонимом Андрей Белый.
Поэт, прозаик, философ, литературный критик, один из ведущих деятелей русского символизма Борис Николаевич Бугаев (литературный псевдоним - Андрей Белый) родился 26 октября (по старому стилю 14 октября) 1880 года в Москве, в семье видного ученого-математика и философа, декана физико-математического факультета Московского университета, основателя Московской математической школы Николая Васильевича Бугаева.
Детство будущего поэта прошло под противоположными воздействиями со стороны отца и матери. Мать, занимавшаяся музыкой, в воспитании сына пыталась противопоставить художественное влияние рационализму отца.
Этот родительский конфликт позже будет отражен в автобиографических романах писателя.
В 1891-1899 годах он учился в лучшей в Москве частной гимназии известного педагога Льва Поливанова. В 1895 1896 годах юноша сблизился с семьей Михаила Соловьева, брата философа, которая жила по соседству с Бугаевыми. Под влиянием Соловьевых Борис Бугаев стал заниматься литературным творчеством, интересоваться новейшим искусством, философией (буддизмом и особенно Шопенгауэром), изучать оккультные науки. В их доме он познакомился и сблизился с символистами "старшего" поколения: Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Дмитрием Мережковским, 3инаидой Гиппиус.
В 1901 году Бугаев создал "Симфонию (2-ю, драматическую)" в своеобразном жанре лирической ритмической прозы. Тогда же Михаил Соловьев предложил начинающему писателю взять псевдоним "Андрей Белый".
В последующие годы Андреем Белым были опубликованы написанные ритмической прозой четыре "симфонии" - "Северная симфония" ("Героическая") (1903); "Драматическая" (1902); "Возврат" (1905); "Кубок метелей" (1908); сборники стихов "Пепел" (1909); "Урна" (1909); романы "Серебряный голубь" (1910), "Петербург" (1913 1914), книга стихов "Королевна и рыцари" (1919) и др.
В 1901-1903 годах Андрей Белый входил в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств "Скорпион" (Брюсов, Бальмонт, Балтрушайтис), "Гриф" (Кречетов и его жена Петровская), затем познакомился с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями религиозно-философского журнала "Новый путь" Мережковским и Гиппиус. В этот период появляются статьи Андрея Белого "О теургии", "Формы искусства", "Символизм как миропонимание" и др.
В январе 1903 года началась переписка Андрея Белого с Александром Блоком (личное знакомство состоялось в 1904 году), с которым его связали годы драматической "дружбы-вражды". Осенью 1903 года Андрей Белый стал одним из организаторов и идейных вдохновителей кружка "аргонавтов", исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества. В том же году он окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
С января 1904 года в Москве начал выходить ведущий символистский журнал "Весы", в котором Белый публиковал многочисленные статьи, заметки, рецензии.
В 1904 году выходит первый поэтический сборник Андрея Белого "Золото в лазури".
Осенью того же года он вторично поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но в 1905 года прекратил посещение лекций, а в 1906 году подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.
В творчестве Белого 1904-1905 года на место прежнего неопределенно-мистического идеала выступает поэтический образ России.
В январе 1905 года, приехав в Петербург, Андрей Белый стал очевидцем первых революционных событий. Революцию он воспринял с большим подъемом, хотя остался далек от ее политического осознания.
Белый был влюблен в жену Александра Блока - Любовь Менделееву. Их отношения продолжались два года. Менделеева не могла определиться окончательно, разрываясь между чувствами и здравым рассудком. Наконец, она сообщила поэту, что остается с мужем. Андрей Белый уехал из Петербурга и отправился за границу и надежде забыть о ней.
Андрей Белый больше двух лет жил за границей, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Александру Блоку и Любови Менделеевой.
Октябрь и ноябрь 1906 года Андрей Белый провел в Мюнхене, 1 декабря по приглашению Мережковских он выехал в Париж и остался там до марта 1907 года.
Вернувшись в 1907 году в Москву, поэт продолжил работу в журнале "Весы", недолгое время сотрудничал с журналом "Золотое руно", печатался в ряде других изданий, активно полемизировал с "мистическими анархистами".
В 1908-1909 годах Белый издал два сборника "Пепел" и "Урна", в которых отразилось "кризисное" мироощущение поэта.
С 1909 года в мироощущении Белого обозначается переход от пессимизма к исканию "пути жизни", этому способствовало сближение с начинающей художницей Анной Тургеневой (Асей), которая стала его фактической женой (гражданский брак был оформлен в Берне (Швейцария) 23 марта 1914 года).
В 1909-1910 годах Белый издал три тома критических и теоретических статей ("Символизм", 1910; "Луг зеленый", 1910; "Арабески", 1911), написал роман "Серебряный голубь" (1910).
С декабря 1910 по апрель 1911 года Белый с женой совершил путешествие (Сицилия - Тунис - Египет - Палестина), литературным итогом которого стали два тома "Путевых заметок".
Осенью 1911 года Белый, по предварительной договоренности с журналом "Русская мысль", приступил к работе над романом "Петербург".
В апреле-мае 1912 года поэт с женой жил в Брюсселе, в мае 1912 года в Кёльне они познакомились с австрийским писателем Рудольфом Штейнером, создателем антропософского религиозно-мистического учения, и стали его приверженцами.
В 1914-1916 годах Андрей Белый жил в Дорнахе (Швейцария), где под руководством Штейнера участвовал в строительстве антропософского центра - "храма-театра" Гетеанума (Johannes-bau).
В 1915 году вышло исследование Андрея Белого "Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности".
С октября 1915 по октябрь 1916 год он пишет роман "Котик Летаев", который должен был начать серию автобиографических произведений (впоследствии продолжен романом "Крещеный китаец", другое название "Преступление Николая Летаева").
Начало Первой мировой войны Белый воспринял как величайшее бедствие для человечества. В августе 1916 года он был призван на военную службу и вернулся в Россию (через Париж, Лондон, Норвегию), в сентябре получил отсрочку. До января 1917 года попеременно жил в Москве и Сергиевом Посаде.
Февраль и начало марта 1917 года он провел в Петрограде и Царском Селе.
Февральскую революцию он воспринял как животворную стихийную силу (очерк "Революция и культура"), видя в ней спасительный выход из всеобщего кризиса.
С марта по сентябрь 1917 года Белый жил в Москве и под Москвой, работал над статьей "Жезл Аарона. (О слове в поэзии)", стиховедческим исследованием "О ритмическом жесте", пишет "поэму о звуке" "Глоссалолия".
Октябрьскую революцию Белый встретил с большим подъемом, приняв ее безоговорочно. Идеи этого времени нашли воплощение в цикле "На перевале" ("I. Кризис жизни", 1918; "II. Кризис мысли", 1918; "III. Кризис культуры", 1918), очерке "Революция и культура" (1917), поэме "Христос воскрес" (1918), сборнике стихов "Звезда" (1922).
В последующие годы Белый участвовал в строительстве новой культуры, работал в советских учреждениях. Был лектором, педагогом, одним из организаторов Вольной философской организации (ВОЛЬФИЛЫ), вел занятия с молодыми писателями в "Пролеткульте" (1918 1919), принимал участие в работе литературной группы "Скифы", издавал журнал "Записки мечтателя".
Деятельность новой власти способствовала все более усугубляющемуся конфликту Белого с действительностью; с 1919 года он предпринимает ряд попыток выехать за границу.
В 1921 году он выехал в Европу с целью организовать издания своих книг и основать в Берлине отделение ВОЛЬФИЛЫ. В 1921-1923 годах он жил в Берлине, где переживал разрыв с Тургеневой, и оказался на грани душевного срыва, хотя и продолжал активную литературную деятельность.
После 1923 года он безвыездно жил в России, где создает романную дилогию "Москва" ("Московский чудак", "Москва под ударом", оба 1926), роман "Маски" (1932), выступает как мемуарист "Воспоминания о Блоке" (1922 23); трилогия "На рубеже двух столетий" (1930), "Начало века" (1933), "Между двух революций" (опубликован посмертно, в 1935 году), пишет теоретико-литературные исследования "Ритм как диалектика и "Медный всадник" (1929) и "Мастерство Гоголя" (1934).
По возвращении на родину Белый предпринял множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, однако "отвержение" Белого, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.
В последние годы жизни Андрей Белый писал мемуары, работал над романом "Москва", путешествовал по Грузии и Армении, написал путевые очерки "Ветер с Кавказа".
В этот период в жизни Андрея Белого появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Алексеева, Клодя, как называл ее писатель, стала его второй женой в 1931 году.
Впоследствии она стала исследователем его творчества, автором книги "Воспоминания об Андрее Белом".
У нее на руках 8 января 1934 года писатель скончался от паралича дыхательных путей. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников