Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Люди в массе своей инертны и безынициативны, но при этом любят, чтобы их развлекали и дарили подарки. На этом, собственно и строится подавляющее большинство развлекательных программ. Как, например, одна из самых популярных передач отечественного телевидения – «Поле чудес», которой 25 октября исполняется 20 лет.
«Угадайки» за деньги или призы давно пользуются популярностью у аудитории разных стран. Чем проще вопросы, тем больше количество зрителей, которые считают, что они-то умнее приглашенных в студию игроков.
Пионером жанра был Владимир Ворошилов, который придумал и запустил 4 сентября 1975 года интеллектуальную телевикторину «Что? Где? Когда?», в которой команда знатоков из шести человек должна за минуту ответить на очередной каверзный вопрос телезрителей.
Программа счастливо существует и по сей день, пережив своего основателя и несколько поменяв формат и правила. Она породила даже спортивный вариант, в рамках которого любители этой передачи из разных стран бывшего СССР собираются в команды и проводят турниры, и даже чемпионаты мира.
Некоторые из знатоков до сих пор с удовольствием участвуют в другой интеллектуальной викторине Владимира Ворошилова – «Брейн-ринге» (стартовала в 1990-м году), где две команды одновременно отвечают на один и тот же вопрос. А также в программе «Своя игра», которая с 7 апреля 1994 года выходит на НТВ. Ее формат – ответы трех игроков на вопросы ведущего, в ходе которой участник должен еще и опередить соперников, первым нажав кнопку на пульте, чтобы получить право на ответ.
Но все это для эрудитов, а по-настоящему народной программой стал аналог американской викторины «Колесо фортуны», капитал-шоу «Поле чудес», которое советские зрители впервые увидели осенью 1990-го года.
Времена менялись, перестройка подходила к концу, и все большую силу в обществе набирали другие ценности, что очень точно уловил создатель и первый ведущий программы Влад Листьев, давший новому проекту весьма красноречивое название, отсылавшее советских зрителей к книге Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Помните? «В Стране Дураков есть волшебное поле, называется Поле Чудес... На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, пекс, фекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты».
В отличие от высоколобого «Что? Где? Когда?», где призами много лет служили умные книги и хрустальный кубок с совой, в «Поле чудес» главными с самого начала были и остаются материальные ценности. В виде квартир, автомобилей, пылесосов, магнитофонов и конечно, денег.
Но не только в этом оказалась притягательность нового формата. Выяснилось, что здесь не надо быть всезнайкой семи пядей во лбу и победителем интеллектуальных викторин. Надо всего-навсего удачно раскрутить барабан, чтобы он остановился на денежной отметке, да правильно угадать какое-нибудь несложное слово, благо ведущий дает наводящие подсказки.
«Халява», – понял простой народ. Посудите сами: приезжаешь в Москву, выигрываешь какой-нибудь классный приз или получаешь денег, да еще тебя на всю страну показывают по телевизору. Как тут от всей души в ответ не отблагодарить щедрых организаторов?
Тогда я работал администратором на первых выпусках программы, и прекрасно помню, как мы с коллегами, ругаясь сквозь зубы, тащили на склад все эти бесконечные банки с маринованными грибами и солеными огурцами, вышитые салфетки, всевозможные кавалерийские сабли, портреты ведущего, выполненные из самых невероятных материалов, и т.д. и т.п. Впоследствии все это хозяйство, кроме скоропортящихся продуктов, перекочевало в музей программы, созданный в 2001 году и ныне находящийся на территории Всероссийского выставочного центра. У организаторов этой «Страны дураков» был свой расчет – высочайший рейтинг программы привлекал многочисленных спонсоров, которые охотно пополняли (и пополняют) денежный и подарочный фонды.
Настоящая популярность пришла к программе с распадом СССР, в связи со сменой ведущего, когда Владу Листьеву стало скучно в рамках запущенного им проекта, и он пригласил на свое место актера Леонида Якубовича, в ту пору подрабатывавшего ведением конкурсов красоты и аукционов.
Именно он своим обаянием смог превратить «угадайку» в нечто большее – место, где участник не только зарабатывает призы, но и демонстрирует принародно свои таланты. Например, может спеть ведущему или станцевать. Передать привет родне, которую не видел несколько лет. Прочитать стихи, одарив при этом Якубовича каким-нибудь очередным нелепым костюмом или головным убором, в который тот обязательно должен облачиться под одобрительный смех аудитории. И даже если игрок ничего не выигрывает, он счастлив, показав себя во всей красе стране.
Как тут не вспомнить Гоголя с его «Ревизором»? «Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский».
И не важно, что терпеливый ведущий делает вид, что в восторге от происходящего – он уже давно заложник популярной программы, которую нужно переименовать в «В гостях у дяди Лени». Его попытки сделать на телевидении что-то более серьезное периодически терпят крах из-за недостаточного рейтинга.
Реплики Якубовича стали знаменитыми, войдя в обиходную речь («Приз в студию!», «А теперь – рекламная пауза!»), а сама игра попала в анекдоты. Например, в свое время, когда по правилам участник страховался от разных казусов, народный фольклор обогатился такой формулировкой: «страховка третьего уровня – отгадал все буквы, не смог правильно назвать слово; второго уровня – отгадал слово, забыл передать в эфире привет родным; первого уровня – раскрутил барабан, не смог остановить».
Со временем появились «промежуточные» телевикторины, заполнившие нишу между играми для интеллектуалов и непритязательных зрителей. В частности, в 1998-м на российском ТВ появилась программа «О, счастливчик», позднее переименованная в свой английский аналог, «Кто хочет стать миллионером?» В ней участники борются за солидный денежный куш в 3 млн. рублей (до 2005-го – 1 млн.), а сложность 15-ти вопросов постепенно возрастает в ходе поединка.
В пику этому шоу, выходящему на Первом канале, на «России 1» в этом году появилась программа «Кто хочет стать Максимом Галкиным», которая с сентября именуется «Десять миллионов».
Ставки все растут и растут, и сегодня без викторин невозможно представить себе современного развлекательного телевидения. Данный жанр для многих соотечественников, живущих в разных, в том числе, «медвежьих» углах нашей по-прежнему необъятной Родины, является важной частью досуга. А уж какую из подобных программ смотреть – тут каждый выбирает сам. По пословице: «рыбак рыбака видит издалека».
Этот жанр востребован населением, а потому кризис ему не грозит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.