Рейтинг@Mail.ru
Лункин: дети лишь потом поймут, что говорил им учитель о религии - РИА Новости, 22.10.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лункин: дети лишь потом поймут, что говорил им учитель о религии

© Фото : ГУ ВШЭСтарший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин
Старший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин
Читать ria.ru в
Дзен
Завершается первый этап апробации школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В эксперименте приняли участие около 240 тысяч учащихся 4-х и 5-х классов в 19 регионах страны. В интервью РИА Новости итоги эксперимента комментирует директор Института религии и права, старший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин.

Завершается первый этап апробации школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В эксперименте приняли участие около 240 тысяч учащихся 4-х и 5-х классов в 19 регионах страны. В интервью РИА Новости итоги эксперимента комментирует директор Института религии и права, старший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин.

- Роман Николаевич, как новый курс принимается в школах, каковы ваши впечатления?

- Я думаю, введение курса стало своеобразным зеркалом восприятия религии в обществе и отношения к православию.

В большинстве регионов около 40-60 процентов учащихся отдали предпочтение курсу «Основы светской этики», тогда как курс «Основы православной культуры» выбрали только около 20-30 процентов школьников. Как выяснилось, даже те, кто называет себя православным, не готовы пристально и глубоко изучать православную веру. Религиозная составляющая, обязательства и правила скорее пугают людей, чем привлекают. Полагаю, Русская православная церковь надеялась на более благоприятные итоги эксперимента – об этом можно судить по болезненной реакции представителей церкви, которые не раз заявляли, что в некоторых регионах при выборе курсов на школьников оказывалось давление.

- Перед началом эксперимента высказывались опасения относительно возможных конфликтов между детьми из-за их разделения…

- Об открытых конфликтах мне не известно. И я считаю, это заслуга педагогических коллективов, что конфликты удается сглаживать – точнее, не доводить до них.

Хотя были жалобы на то, что в школах настаивают на выборе какого-то определенного курса. Публично по этому поводу выступали представители православных епархий, мусульмане, протестанты и ряд других конфессий (фактически не было учтено и мнение неправославных христиан, в том числе старообрядцев, поэтому очевиден вопрос: почему в школах говорят об основах православия, а не вообще христианства?). К нам в Институт религии и права поступали звонки, что детям настойчиво рекомендуют выбрать именно основы православной культуры.

Однако во многих случаях учителя скорее рекомендовали выбирать основы светской этики или основы мировых религий, а родители, естественно, соглашались. Учителей и родителей понять можно: они выбирали то, что не разделяет детей. Но все равно звучали вопросы: кто тут православный? кто мусульманин, иудаист, буддист? А если родители старообрядцы или баптисты?..

Напряжение, возникшее при выборе курса, еще может вылиться в конфликт, когда пройдет время, когда дети осознают свое различие по религиозному принципу.

- Согласно результатам опроса, проведенного в школах-участниках эксперимента, большинство детей отмечают, что новый предмет им нравится.

- Я думаю, рано пока говорить о том, как дети воспринимают курс.

Конечно, они будут говорить, что им все нравится – хотя бы потому, что у них появилось что-то новое. И вообще когда взрослые задают детям вопрос, нравится ли им на уроке (все равно каком – математике или русского языка), они скорее ответят да, чем нет. Лучше, конечно, спрашивать об этом у их родителей. Те могут сказать, с интересом ли их ребенок идет на занятия, читает он ли учебники, не разрушились ли отношения в классе из-за того, что все изучают разные веры...

- Подготовка к введению курса проходила в сжатые сроки. Сказалось ли это на преподавании?

- Да, известно о дефиците учебников, методических пособий, книг для учителей – всего того объема литературы и знаний, какой учителя должны были получить и усвоить, прежде чем приступать к такому непростому разговору с детьми.

Часть учебников и методических пособий допечатывалась уже в процессе эксперимента, учителя догоняли и наверстывали то, чего они не успели сделать сначала.

Из-за спешки не был учтен и опыт преподавания основ православной культуры в целом ряде регионов – а он имеется: в Вологодской, Костромской и Владимирской областях есть курс «Истоки», сочетающий в себе изложение православной истории с краеведением. Курс приближен к рассказу об истории родной земли, он в опосредованной форме рассказывает о христианстве, православии.

- Эксперимент будет длиться еще два года. Как может сложиться дальнейшая судьба курса?

- На мой взгляд, в общеобразовательной школе оправданно преподавать курс светской этики и основы мировых религий – эти предметы могут быть обязательными. И это было бы естественным итогом эксперимента, потому как сейчас у всех есть вопросы по поводу шести моделей предмета, особенно конфессиональных. Если уж мы хотим преподавать в школах православную веру, то надо честно сказать об этом - выделить деньги, дать всем неправославным верующим право на свои факультативные занятия в школе, и спокойно преподавать.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала