21 октября российскому режиссеру, актеру, народному артисту РСФСР Никите Сергеевичу Михалкову исполняется 65 лет. "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Родня", "Очи чёрные", "Утомлённые солнцем" – на его фильмах воспитано не одно поколение россиян. Творчество Михалкова – это не простой профессионализм, это редкое умение заставить зрителя задуматься: его работы либо восхищают, либо разочаровывают, но мало кого оставляют равнодушным.
"Пример предков"
Никита Сергеевич родился в Москве в семье Сергея Владимировича Михалкова, известного детского писателя, и Натальи Кончаловской, поэта и переводчика, дочери живописца Кончаловского и внучки известнейшего русского художника Василия Сурикова. До четвертого класса Никита учился в 20-й спецшколе, причем вполне успешно. Однако по мере усложнения программы будущему режиссеру все сложнее давались точные науки.
Сам он вспоминает про школу следующее: "Однажды меня вызвали к доске. Я отправился, по словам классика, с легкостью в голове необыкновенной. Подошел к доске, увидел уравнение, взял мел. И тут почувствовал, что не только не могу решить, но просто не понимаю, что написано. И когда за спиной услышал более-менее бодрый скрип перьев одноклассников, со всей очевидностью ощутил всю катастрофическую пропасть, на краю которой стою. Причем наибольшее впечатление произвело не то, что я не знаю, а то, что ребята знают, а я нет. И от этой безысходности потерял сознание. Очнувшись, увидел над собой ироническое лицо учительницы, которая была убеждена, что это "липа". Меня отпустили домой. Потом много лет спустя я узнал, что вся учительская смотрела мне вслед и ждала: вот сейчас Михалков даст стрекача. А я действительно плелся, ничего не соображая, держась за стену".
В итоге Михалков-младший закончил вечернюю школу. Его кинокарьера началась еще в 14 лет с крошечной эпизодической роли в фильме Константина Воинова "Солнце светит всем". В 1960 году он исполнил маленькую роль в фильме Василия Ордынского "Тучи над Борском", а спустя год - в картине Генриха Оганесяна "Приключения Кроша".
Актер настолько был доволен собой и своей работой, что решил обклеить своими фотографиями всю комнату. Однако ликования юного Михалкова продолжались недолго. "Когда я вошел однажды в комнату, увидел развешанные повсюду стрелки. Повел по ним глазами и наткнулся на скромную фотографию своего прадеда Василия Ивановича Сурикова. Под снимком я прочел надпись: "Стыдись. Бери пример с предков"", - вспоминает Никита Сергеевич.
"Открытие" Данелии
После школы Михалков был зачислен в труппу Театра имени Станиславского, однако серьезных ролей ему не давали. По сути, своему первому громкому успеху Никита Сергеевич обязан старшему брату Андрею Михалкову-Кончаловскому. Именно он составил протекцию Никите в получении роли в картине Георгия Данелия "Я шагаю по Москве".
И эта роль принесла молодому Михалкову невероятный успех, на следующий день после премьеры он проснулся знаменитостью. Молодой, бойкий, жизнерадостный Коля в исполнении Никиты Михалкова стал мечтой буквально каждой советской девушки, а одноименная песня к фильму стала настоящим хитом 60-х.
Как признавался позже сам актер, в этом картине он играл самого себя: Даже подумал: "Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь свой текст - и все". Потом, когда довелось ощутить все тяготы профессии, понял, что съемки "Я шагаю…" были просто счастливым свободным полетом, который бывает, наверное, раз в жизни".
Год выхода фильма на большие экраны стал для Михалкова поистине успешным, и не только потому, что ознаменовал собой яркое начало карьеры молодого артиста. В этот же год Никита поступил в известное Театральное училище имени Щукина, где познакомился со своей первой женой – актрисой Анастасией Вертинской. Супруги расстались через четыре года. От этого брака у Михалкова есть сын.
Из "Щуки" во ВГИК
Будучи студентом "Щуки", Никита Сергеевич продолжал активно сниматься в кино. Однако руководство училища "киношную" активность своих подопечных не приветствовало. В итоге Михалков был отчислен из учебного заведения. Правда, молодого актера это обстоятельство ни сколько не огорчило. Он сразу же был зачислен на 2-й курс ВГИКа в мастерскую знаменитого Михаила Ромма.
Безусловно, ВГИК подарил Михалкову полную свободу для творчества. Будущий режиссер успевал и вовремя выполнять курсовые работы, и сочинять сюжеты для "Фитиля", и сниматься в кино ("Красная палатка", "Дворянское гнездо", "Станционный смотритель"). В 1971 году Никита Михалков закончил ВГИК. Его дипломной работой стал короткометражный фильм "Спокойный день в конце войны", который был удостоен на конкурсе студенческих работ приза "Советский экран".
А затем началась работа над картиной "Свой среди чужих, чужой среди своих". Однако съемки фильма пришло прервать: Михалкова призвали служить на Камчатку. Причем не помогла ни протекция Сергея Бондарчука, ни директора "Мосфильма" Николая Сизова. В армию Никита Сергеевич ушел, оставив на гражданке не только незаконченный фильм, но и любимую девушку – Татьяну Соловьеву.
История Татьяны
История знакомства с Татьяной заслуживает особого внимания. Особенно Михалкову запомнилось их первое свидание: когда он пригласил девушку в ресторан, она пришла туда ярко накрашенной. Никите Сергеевичу ничего не оставалось, кроме принятия "экстренных мер": он отвел свою возлюбленную в туалет и заставил умыться.
"Когда пришла Таня с лиловыми губами, с чудовищной зеленью вокруг глаз, с наклеенными ресницами и немыслимой прической, я понял, что под этим есть она, какая-то отдельная, другая. Я ее увидел в первый раз совсем другой, почему и пригласил… Я не хотел ужинать в ресторане не с тем человеком, которого я пригласил ", - вспоминает режиссер.
Интересно, что свадьбу с Татьяной Михалков сыграл прямо во время съемок фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих". В этом браке у Никиты Сергеевича родились трое детей: две дочери Анна и Надя и сын Артем.
Посмотрите фотоленту "Никита Михалков и его большая знаменитая семья" >>
Картина "Свой среди чужих, чужой среди своих" сначала была воспринята с резкой критикой. Режиссера упрекали в исторической недостоверности, слабом сценарии, отсутствии ярко выраженных героев. В Золотой фонд кинематографа, как это обычно и бывает, фильм вошел гораздо позже.
"Универсальный" артист
Особенно плодотворными в творческом плане для Никиты Сергеевича оказались 1976-1980-е годы. Именно в этот период появились его "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Пять вечеров", "Несколько дней из жизни Обломова" – фильмы, которые были по достоинству оценены жюри самых престижных кинофестивалей.
Начало 80-х ознаменовалось рождением таких картин, как "Родня" и "Без свидетелей". В "Родне" Михалков смог искусно воссоздать брежневскую эпоху, показал растущую бездуховность советского общества. По сути, этот фильм стал предвестником будущей перестройки, он весь пропитан надеждой на скорейшие перемены в жизни страны. Разумеется, высокое начальство "михалковские намеки" восприняло в штыки. Режиссера заставили внести многочисленные поправки, однако сути картины они все равно не изменили.
Яркие режиссерские работы – не единственные плоды начала 80-х, не менее запоминающимися стали его актерские образы: канадец сэр Генри Баскервиль из "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона", нагловатый проводник Андрей в мелодраме Эльдара Рязанова "Вокзал на двоих", коварный обольститель Сергей Сергеич Паратов в "Жестоком романсе" и др.
Посмотрите фотоленту "Главный режиссер страны" Никита Михалков >>
В1984-м Никите Михалкову было присвоено звание народного артиста РСФСР.
Почитатели и критики
В конце 80-х – начале 90-х появляются следующие картины Михалкова: "Очи черные", "Иллюзия", "Автостоп", "Урга - территория любви". А чуть позже, в 1994 году, на большие экраны выходят оскароносные "Утомленные солнцем" - фильм, в котором повествуется об истории одной из советских семей в эпоху страшных сталинских репрессий. Главную роль в фильме, комдива Котова, исполнил сам режиссер, дочь комдива сыграла совсем еще юная Надя Михалкова. Не менее блистателен и остальной актерский состав: Вячеслав Тихонов, Олег Меньшиков, Светлана Крючкова, Ингеборге Дапкунайте, Владимир Ильин.
"Сибирский цирюльник" – следующая громкая работа Никиты Сергеевича, с восторгом воспринятая на родине. Безумная история любви молодого юнкера к американской авантюристке, через которую открываются истинные черты русского характера – великодушие, самопожертвование, готовность вынести любое горе во имя спасения души. В картине искусственной и обезличенной западной цивилизации противопоставляется высокая русская духовность.
В 2007 году на экраны страны вышел фильм "12", который мгновенно разошелся на цитаты: "Русскому человеку по закону жить скучно". Картина произвела настоящий фурор на Венецианском кинофестивале. Однако многие критики тут же обвинили Михалкова в плагиате, сказав, что режиссер воспользовался идеей фильма "Двенадцать разгневанных мужчин" режиссера Сидни Люмета. "Утомленные солнцем-2" – последняя режиссерская работа Михалкова, также воспринятая критиками весьма неоднозначно.
Посмотрите, как проходили съемки фильма "12">>
Как любой знаменитый человек, Михалков окружен слухами. Режиссер не обращает на них внимания. В одном из интервью "Известиям" два года назад он рассказывал: "Меня называли вором - никто не обнаружил ни одной украденной мною копейки, потому что такого попросту быть не может. Есть совсем уж дикие слухи: я в своих угодьях разбросал с вертолета змей, чтобы старушки не могли ходить за грибами. Я застрелил журналиста на съемках "Сибирского цирюльника", будучи в раздражении. Я отравил свою тещу. Я невероятно жесток с детьми. Теперь новое - будьте любезны, я голубой. И что мне теперь - на Лобном месте публично вступить в связь с манекенщицей, чтобы доказать, что со мной все в порядке? Да пошли они...!".
Примите участие в турнире "Лучшие фильмы Михалкова" >>
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников