Строительство "Тоннеля века", как его называют швейцарские СМИ, началось около 15 лет назад и на данный момент обошлось в 9,8 млрд швейцарских франков (7,5 млрд евро). Прокладка тоннеля велась с двух сторон: с севера со стороны Эрстфельда (кантон Ури), с юга - от Бодио (Тичино). На строительстве одновременно заняты около 2 тысяч рабочих десятка национальностей, работы ведутся непрерывно - круглые сутки, семь дней в неделю.
Для проходки скальных пород в тоннеле использовались две буровые установки, каждая диаметром 9,5 м, длиной 440 м. В ходе работ было извлечено 24 млн т горной породы, которых хватило бы на строительство пяти пирамид Хеопса.
Длина "Базового тоннеля Готарда" на три с лишним километра превышает протяженность тоннеля Сэйкан (53,85 км), который связывает японские острова Хонсю и Хоккайдо. Таким образом, Готард получит звание нового "рекордсмена мира". Знаменитый Евротоннель под Ла-Маншем, длина которого составляет 50,4 км, сдвигается на третье место.
Готардский тоннель имеет два отдельных ствола, по которым поезда будут следовать в противоположных направлениях. Внутри тоннеля будут построены две аварийные железнодорожные станции, связанные с поверхностью аварийными шахтами.
Общая протяженность всех ходов швейцарского тоннеля, включая служебные и пешеходные, составляет 153,4 км.
Ожидается, что все работы завершатся в 2017 г. Скоростные пассажирские поезда смогут проходить по тоннелю со скоростью 250 км в час, грузовые составы - 160 км в час.