ПАРИЖ, 19 окт - РИА Новости, Даниил Низамутдинов. Противостояние профсоюзов и властей продолжается во Франции: очередная общенациональная забастовка и массовые акции протеста пройдут во вторник на фоне угрозы дефицита горючего и участившихся случаев столкновений молодежи и полиции.
Французские профсоюзные движения считают неприемлемыми основные положения реформы, предусматривающей повышение пенсионного возраста, и намерены бороться с властями до последнего, устраивая массовые манифестации и забастовки. В свою очередь президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Франсуа Фийон не раз заявляли, что с вниманием относятся к обеспокоенности граждан, однако об отказе от проведения преобразований не может быть и речи.
Проект пенсионной реформы уже одобрило Национальное собрание (нижняя палата парламента). Ожидается, что в четверг пройдет голосование в Сенате (верхняя палата).
Дефицит горючего
Из-за бессрочной забастовки, которая продолжается уже неделю, не работают 11 из 12 нефтеперерабатывающих заводов Франции. По словам представителей властей, запасы горючего настолько велики, что их вполне хватит на недели. Однако недовольные нефтяники время от времени перекрывают доступ к топливным хранилищам. Правоохранительные органы направляют на место происшествия жандармов и полицию, те снимают осаду, однако затем склады захватывают вновь.
Ситуацию усугубляет поведение французских автомобилистов, которые, опасаясь дефицита топлива, выстраиваются в длинные очереди на автозаправках, покупая горючее про запас. Так или иначе, в понедельник с нехваткой горючего столкнулись около полутора тысяч АЗС. К вечеру на многих заправках очереди сменились объявлениями "Горючего нет!"
В пятницу из-за нехватки топлива был остановлен трубопровод, снабжающий крупнейшие столичные аэропорты - Орли и Руаси (имени Шарля де Голля). В воскресенье его работа была восстановлена.
Погромы
На минувшей неделе участившиеся выступления профсоюзов против пенсионной реформы наконец подстегнули молодежь. Впервые лицеисты появились в колоннах демонстрантов в ходе общенациональной акции протеста во вторник, 12 октября. На следующий день большинство манифестантов спокойно отправились на работу, однако молодежь только распалилась. Многие лицеи оказались заблокированы - перед ними возводили баррикады из мусорных баков и других подручных средств. Работа других оказалась затруднена. В четверг начались первые столкновения с полицией, в пятницу на акциях протеста были задержаны более 260 человек, а в понедельник - 290.
Власти обращают внимание на то, что к лицеистам примкнули "профессиональные" погромщики и хулиганы из бедных пригородов, для которых главная цель отнюдь не мирный протест против пенсионной реформы, а возможность "побузить". В результате в ряде парижских пригородов, в Лионе, Нанте, Лилле и ряде других городов акции протеста вылились в акты вандализма, с которыми Франция хорошо знакома - агрессивная молодежь, скрывая лица, громит автобусные остановки и телефонные будки, бьет витрины, переворачивает и поджигает автомобили и швыряет булыжники в полицию. В свою очередь полиция применяет слезоточивый газ и резиновые пули.
Ожидается, что во вторник вновь будут заблокированы сотни лицеев (всего их 4,3 тысячи). Кроме того, присоединиться к акциям протеста призвали 12 из 83 университетов, а еще пять будут полностью блокированы. Молодежь вновь выйдет на улицы.
Затруднения на транспорте
Всеобщая забастовка создаст привычные в последние два месяца затруднения на общественном транспорте. По данным Национальной компании французских железных дорог (SNCF), количество высокоскоростных поездов TGV внутри страны будет сокращено 40% между столицей и регионами и на 75% - между регионами. На 10% сокращается количество поездов в направлении Германии, Бельгии, Голландии и Швейцарии. Количество поездов Eurostar, циркулирующих между Парижем и Лондоном, сокращаться не будет.
Движение региональных экспрессов и пригородных поездов будет обеспечено на 40-60%.
Забастовка транспортников затронет целый ряд городов. Однако, ожидается, что ситуация будет лучше, чем "обычно" (во время предыдущих акций). Так, в Париже, на проходящей через город линии пригородных поездов RER A будет ходить каждый две трети поездов, на линии RER B, которая связывает столицу и два крупнейшие аэропорта (Руасси и Орли) - 50%. При этом в метро, автобусы и трамваи будут ходить "практически нормально".
Акция протеста также осложнит авиасообщение во Франции. Из-за забастовки авиадиспетчеров и другого персонала руководство Главного управления гражданской авиации (DGAC) обратилось к авиакомпаниям с просьбой на 50% сократить количество рейсов из аэропорта Орли и на 30% - из других столичных аэропортов, в том числе Руаси (имени Шарля де Голя).
Суть реформы
Французы выходят на пенсию в 60 лет, если они платили пенсионные отчисления в течение 40 с половиной лет, и в 65 лет, если платили отчисления меньше этого срока. Правительство планирует повысить эту планку, соответственно, до 62 и 67 лет. Кроме того, необходимый срок выплаты отчислений к 2018 году составит 42 года.
Согласно законопроекту, повышение пенсионного возраста пройдет постепенно, начиная с 1 июля 2011 года. Те, кто родился в 1951 году, уйдут на пенсию на четыре месяца позже 60 лет, и далее каждый год пенсионный возраст будет увеличиваться еще на четыре месяца.
Недовольство реформой усиливает тот факт, что ее подготовка поручена министру труда Эрику Верту, против которого СМИ не перестают публиковать компромат. Его имя, в частности, замешано в громком деле о возможном выводе за границу капиталов владелицы l'Oreal Лилиан Бетанкур.
Президент страны Николя Саркози твердо намерен провести реформу, чтобы сохранить систему выплаты пенсий, которые ежегодно увеличивают государственную задолженность. Дефицит государственных расходов Франции в 2010 году может достичь 8% от ВВП и превысить 150 миллиардов евро.