МОСКВА, 18 окт - РИА Новости. Фестиваль современного кино "Завтра/2morrow", который его создатели называют "осенней кинопровокацией в центре Москвы", завершает в понедельник свою работу.
В основном конкурсе было показано десять картин. Первоначально их было восемь, однако, по словам программного директора фестиваля Антона Мазурова, на "2morrow" всегда была традиция показывать ленты, которые никто, никуда и никогда бы не взял, и даже никогда бы не нашел. На первом фестивале, например, это была экранизация Хармса. В этот раз - фильм под названием "Рафаил Пироне", который снял Ярослав Добронравов, долго проживший в Сан-Франциско и теперь переехавший в Петербург. Программный директор рассказал, что на диск с этим фильмом наткнулся практически случайно и поначалу счел присланное шуткой: компьютер показывал лишь фотографию детской могилы, подписанной "Рафаил Пироне, 1902-1904", записанную в видеоформате. Впоследствии, однако, картину удалось посмотреть, и, по мнению программного директора "Завтра", она стала едва ли не главной находкой фестиваля.
Открыла "Завтра/2morrow" картина "Воображаемые любови" (Les amours imaginaires) 21-летнего канадца Ксавье Долана, чья лента "Я убил свою маму" получила Гран-при фестиваля в прошлом году, а до того была отмечена в Канне. Кстати, обладателя каннской "Золотой пальмовой ветви", "Дядюшку Бунми, который помнит свои прошлые жизни" тайского режиссера Апичатпонга Верасетакула, на фестивале "Завтра" тоже показали. Привезли и внеконкурсный каннский фильм "Шантрапа" (Chantrapas) - его представил сам режиссер, классик советского, грузинского и французского кино Отар Иоселиани.
Прочие конкурсные фильмы - это "Воодушевление" нижегородской группы "Провмыза", участвовавшее в параллельной экспериментальной программе "Горизонты" Венецианского фестиваля, "Днепр" украинского режиссера Александра Шапиро, представлявшийся в Каннах, румынские "Сказки золотого века" (Amintiri din epoca de aur), спродюсированные Кристианом Мунджу ("4 месяца, 3 недели и 2 дня"), "Четыре раза" (Le quattro volte) итальянца Микеланджело Фраммартино, "Ловушка для крабов" (El vuelco del cangrejo) колумбийца Оскара Руиса Навии (Oscar Ruiz Navia), "Клон возвращается домой" (Kuron wa kokyo wo mezasu) японца Канжи Накадзима (Kanji Nakajima), получивший "Золотого леопарда" в Локарно, "Зимние каникулы" (Han Jia) китайского режиссера Ли Хунци (Li Hongi), "Искушение Святого Тыну" (Puha Tonu kiusamine) популярного на европейских фестивалях эстонца Вейко Ыунпуу и фантастическая драма "Которого не было" российского режиссера Рахиля Салахутдинова, ученика Марлена Хуциева и Алексея Германа-старшего.
В последний момент из обширного и многообразного расписания показов исчезла одна картина - "Ба-бах!" Грегга Араки. Как объяснил Мазуров, "включилось бюджетное ограничение на доставку - фестиваль перебрал денег. Фильм выйдет в прокат позже".
Присуждает призы жюри во главе с режиссером Сергеем Лозницей, чье "Счастье мое", впервые показанное в Каннах, с тех пор успешно гастролирует по фестивалям планеты. Компанию ему составили оператор Михаил Кричман, только что получивший за фильм "Овсянки" награду Венецианского фестиваля, главный кинокритик британского издания Screen Daily Марк Адамс, американский режиссер Ли Дэниелс, а также главный гей-режиссер планеты, канадец Брюс ЛаБрюс, чей "Зомби из Лос-Анджелеса" будет показан в одной из параллельных программ фестиваля.
Помимо основного, работало также отдельное жюри молодых критиков, куда вошли Борис Нелепо, Владимир Лященко, Карина Караева, Владимир Лукин, Тамара Дондурей и Иван Чувиляев.
Помимо конкурса, в рамках "осенней кинопровокации в центре Москвы" прошли специальные программы - "DOC-открытия современной арт-богемы", "Музыка.DOC", "Турбулентность", программа альтернативной анимации и моушен-дизайна OneDotZero, "Выбор Сергея Бодрова", полная ретроспектива литовца Шарунаса Бартаса, множество мастер-классов. Экспериментальный формат поддерживался онлайн-трансляциями: так, в интернете были показаны "Травелоги" Дастина Томпсона и конкурсный "Клон возвращается домой".
В кинотеатре "Пионер", как и в прошлом году, прошел однодневный кинорынок - "Проект "На завтра", призванный сконцентрировать внимание 50-ти европейских дистрибьюторов и фестивальных отборщиков на российских проектах.
Фестиваль был создан в 2007 году режиссером Иваном Дыховичным и продюсером Ренатом Давлетъяровым, однако после смерти Дыховичного он распался надвое: название и логотип остались за генеральным спонсором, компанией Audi, которая теперь работает с креативным директором Ольгой Дыховичной и Антоном Мазуровым, заявившим о намерении развивать фестиваль вширь, охватывая новую аудиторию и новые форматы. Давлетъяров вместе с прежним программным директором Алексеем Медведевым делает новый фестиваль "2-in-1", открывающийся 22 октября.