Реставрация древнейшей православной иконы "Апостолы Петр и Павел", написанной более тысячелетия назад неизвестным живописцем византийской школы и находящейся в экспозиции Новгородского государственного музея-заповедника (НГМЗ), подтвердила ее возраст.
Древнейшая православная икона "Апостолы Петр и Павел", находящаяся в экспозиции Новгородского государственного музея заповедника (НГМЗ), относится к разряду "анонимных". Неизвестный ныне живописец византийской школы написал ее в XI веке.
Чуть позднее для иконы был изготовлен оклад из позолоченного серебра.
Примерные размеры православной святыни составляют около двух с половиной метров на полтора. Апостолы представлены в рост, в центре наверху написана полуфигура Христа. Головы апостолов даны не в строгом фронтальном положении, а в трехчетвертном повороте. Павел держит книгу, в левой руке Петра длинное древко креста, свиток и три ключа.
По свидетельствам летописцев, в конце ХVI века после разгрома Великого Новгорода войсками Ивана Грозного, икона вместе с другими ценностями была вывезена в Москву. Ее дальнейшую судьбу с абсолютной достоверностью установить не удалось. Известно только, что через некоторое время памятник древнерусской иконописи был возвращен в Великий Новгород и хранился в древнейшем русском православном храме кафедральном Софийском соборе.
Самые большие повреждения икона получила в годы Второй мировой войны. Оккупанты вывезли икону "Апостолы Петр и Павел" в Германию в числе других российских уникальных ценностей. А по окончании войны образ был обнаружен в одном из берлинских пакгаузов.
Послевоенная реставрация памятника, выполненная Василием Кириковым, позволила в 1959 году поместить икону "Апостолы Петр и Павел" в экспозицию Новгородского музея заповедника, однако уже в 90 е годы прошлого столетия икону отнесли, по выражению специалистов, к категории "больных, требующих срочного укрепления".
В сентябре 2002 года находившаяся в аварийном состоянии, святыня и ее оклад были отправлены из Великого Новгорода на реставрацию в Москву в Государственный научно исследовательский институт реставрации. По словам ученых, к тому моменту существовала реальная угроза осыпания красочного слоя.
Подготовка уникального памятника к транспортировке велась в течение двух месяцев. Перед отправкой в Москву ученые провели так называемые "консервационные работы", а чтобы не повредить икону по дороге, создали специальную схему упаковки.
Исследование и восстановление иконы в ГосНИИР проходили под руководством реставратора высшей квалификации, лауреата Государственной премии, заслуженного работника культуры Юрия Рузавина.
Приемка работ и первый показ шедевров состоялись в Москве 8 октября 2008 года. Шедевры были возвращены в Великий Новгород 7 ноября того же года.
10 ноября 2008 года икона и ее оклад были установлены на выставке "Русская икона XI XIX веков в собрании Новгородского музея в Присутственных местах Кремля". Шедевры были помещены в герметичные витрины, где с помощью специальной аппаратуры постоянно поддерживается температура около 18 градусов тепла при влажности воздуха от 50 до 60%. Оклад иконы к тому моменту уже был покрыт со всех сторон защитным лаком (консервантом). Покрытие консервантом самой иконы, ознаменовавшей полное окончание семилетней реставрации, Рузавин провел в Великом Новгороде 21 июля 2009 года.
В марте 2010 года за восстановление оклада иконы "Апостолы Петр и Павел" сотрудники московского ГосНИИ реставрации (ГосНИИР) получили премию имени известного русского историка и археолога Ивана Забелина.
В октябре 2010 года Юрий Рузавин заявил, что анализы красочного слоя и случайно сохранившейся на нем капли свинцово оловянной жидкости дали еще одно подтверждение точки зрения ученых, считавших, что икона была написана в середине XI века. Изучение одной из пяти липовых досок, послуживших основой для шедевра, показало, что дерево старше иконы примерно на 160 170 лет. Специалисты считают, что оклад "Апостолов Петра и Павла" был изготовлен из позолоченного серебра немногим позже написания иконы.
В ходе реставрации исследователям пришлось разобрать и снова собрать оклад, состоявший из примерно 600 крупных и мелких фрагментов из крайне хрупкого серебра.
На некоторых фрагментах сохранилось древнейшее авторское золочение, которое оказалось более качественным, чем золочение других частей оклада, которые мастера в древности "вкрапляли" в него при ремонтах.
В ходе восстановления оклада ученые сумели сделать так, что его древнейшие фрагменты, закрытые при ремонтах более поздними "вставками", снова оказались сверху, на виду.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников