Рейтинг@Mail.ru
Олейникова: обучение в течение всей жизни повысит мобильность на рынке - РИА Новости, 11.10.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Олейникова: обучение в течение всей жизни повысит мобильность на рынке

© Фото : ГУ-ВШЭДиректор Центра изучения проблем профессионального образования, вице-президент Международной ассоциации профессионального образования Ольга Олейникова
Директор Центра изучения проблем профессионального образования, вице-президент Международной ассоциации профессионального образования Ольга Олейникова
Читать ria.ru в
Идея "учиться всю жизнь" родилась на Западе и там успешно реализуется, обеспечивая человеку мобильность на рынке труда независимо от его возраста. О ситуации в России рассказывает в интервью РИА Новости директор Центра изучения проблем профессионального образования, вице-президент Международной ассоциации профессионального образования (IVETA) Ольга Олейникова.

Российская экономика предъявляет образовательной сфере новые условия существования. В частности, особого внимания заслуживает обучение взрослых. Как известно, идея «учиться всю жизнь» родилась на Западе и там успешно реализуется, обеспечивая человеку мобильность на рынке труда независимо от его возраста. О ситуации в России рассказывает в интервью РИА Новости директор Центра изучения проблем профессионального образования, вице-президент Международной ассоциации профессионального образования (IVETA) Ольга Олейникова.

- Ольга Николаевна, в последние годы все чаще звучит мысль о том, что учиться нужно всю жизнь. Почему?

- В условиях развития общества, основанного на знаниях, это необходимость. Технологии обновляются, меняется организация труда, и люди на предприятиях должны адаптироваться к изменениям, обновляя свои умения и компетенции. Полученного один раз диплома на всю жизнь недостаточно не только для того, чтобы строить карьеру, но и чтобы просто оставаться востребованным на рынке труда.

Есть и вторая причина: демографический спад. Вряд ли инновационную экономику может «поднять на себе» относительно скромная по численности армия подрастающего поколения – при сохранении у всего оставшегося населения прежнего уровня профессиональных квалификаций.

В России словосочетание «обучение в течение всей жизни» до сих пор воспринимается в значительной степени либо как лозунг, либо как синоним непрерывного профессионального образования. Попытки формирования целостной современной национальной стратегии развития образования остаются пока безуспешными.

- Что же в таком случае следует понимать под обучением в течение всей жизни?

- Концепция предполагает три типа обучения.

Формальное – структурированное с точки зрения целей и продолжительности обучения, его получают в учебных заведениях, и оно подтверждается неким сертификатом.

Неформальное – также структурированное по целям и подтверждаемое официальным документом, приобретается на различных курсах и на рабочем месте.

Спонтанное – осуществляемое повседневно, связанное с работой, жизнью в семье или проведением досуга, не структурированное с точки зрения целей и продолжительности.

В экономике знаний в свете роста возможностей виртуального обучения все большее значение приобретают неформальное и спонтанное образование.

Профессиональное образование всех уровней у нас не всегда отвечает целям потребителей образовательных услуг. Плюс у нас нет системы признания результатов полученного обучения, независимо от форм, сроков и места его освоения. Часто люди, научившиеся что-либо делать, не могут получить доступ к рабочим местам из-за отсутствия у них официального сертификата. Нужно решить эту проблему.

- Каким же образом могут быть подтверждены знания и умения, полученные в ходе неформального и спонтанного обучения?

- С помощью сертификационных центров наподобие тех, в каких сегодня принимаются экзамены на знание иностранных языков.

Отсутствие таких центров во многом связано с отсутствием профессиональных стандартов и национальной рамки квалификаций, описывающей требования к уровням квалификации. Попытки ее разработки предпринимались, но до сих пор приемлемой рамки квалификаций, сопоставимой с европейской, у нас нет.

Убеждена, все это должно быть прописано в новом законе об образовании, но в его проекте об этом пока не говорится ни слова.

- Несколько лет назад Центр изучения проблем профессионального образования совместно с коллегами из Ирландии реализовывал проект «Обучение взрослого населения». Расскажите об этом опыте.

- Освоив необходимые методики исследования потребностей рынка труда, колледжи - участники проекта - разработали соответствующие модульные программы. В Воронеже – программу по переобучению отставных военных в области технологий обеспечения безопасности помещений, в Рязани – по подготовке домашних воспитателей (на тот момент в городе было много безработных учителей). Одновременно учебные заведения освоили новые маркетинговые стратегии и методы обучения взрослого населения.

- То есть, чтобы переобучать граждан, преподавателям колледжей тоже пришлось повысить квалификацию. Во многих ли учебных заведениях могут это сделать самостоятельно?

- Едва ли. Им необходимо научиться выявлять спрос на образовательные программы и разрабатывать их, осваивать андрагогику – педагогику обучения взрослых. Многое из этого не может быть осуществлено без внешней помощи, а значит, без дополнительных затрат.

Тем не менее, развитие конкурентной среды на российском образовательном рынке приведет к тому, что любое учебное заведение будет вынуждено научиться всему тому, от чего будет зависеть его конкурентоспособность.

- Что может быть сделано государством, чтобы обучение в течение всей жизни стало нормой?

- Должна быть принята соответствующая стратегия, к созданию которой были бы привлечены все заинтересованные стороны: государство, граждане, бизнес. В стратегии должно быть обозначено распределение ролей и ответственности, нормативно-правовое регулирование и обязательства по инвестициям в данную сферу образовательной деятельности.

Материал подготовила Мария Грачёва (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала