МОСКВА, 8 окт - РИА Новости. Московский дом фотографии, переживший 5-летнюю реконструкцию, расширившийся в три раза и окончательно превратившийся в Мультимедийный комплекс актуальных искусств, наконец открывается в субботу по прежнему адресу - на Остоженке, дом 16, сообщила журналистам глава музея Ольга Свиблова.
Сроки открытия многократно переносились: первоначально оно было назначено на 14 июля, затем говорили о Дне города, и лишь в сентябре была оглашена окончательная дата. Впрочем, Свиблова признается, что "недоделок в здании - еще на несколько месяцев". Откроется музей сразу тремя выставками - ретроспективой из собственного собрания, портретами Бродского, снятыми Сергеем Берменьевым в 1995 году, и большой мультимедийной ретроспективой-перформансом, посвященной движению "Флюксус", которое в 1960-х-1970-х годах занималось размыванием границ между жизнью и искусством. В субботу, впрочем, будет только вернисаж, публику начнут пускать со следующей недели.
"Новый музей в городе - это всегда праздник. В Москве новые государственные музеи открываются нечасто - последний раз реставрация с большим строительством была, если не ошибаюсь, в литературном Музее Пушкина к его юбилею в 1999 году, и делал ее тот же Андрей Владимирович Боков, который строил наше здание на Остоженке. И вот появляется музей совершенно новый - и по архитектуре, и по направлению своей деятельности", - рассказала Свиблова.
Здание
Она призналась, что за девять последних месяцев, фактически прожитых на стройке, парадоксальным образом обрела вкус к строительным работам, а своим рабочим, пусть они и не всегда говорили по-русски, постаралась привить вкус к фотографии, водя их на выставки, которые МДФ устраивал на временной площадке - в Манеже. "Сейчас думать о стройке мне интереснее, чем о выставках", - отметила директор музея.
Свиблова вспомнила, что открытие нового здания совпадает с 14-летием МДФ: в октябре 1996 года Дом фотографии получил крохотный пятачок в районном выставочном зале на Остоженке, в здании-руине, где крыша лежала на полу третьего этажа, а на первом торговали сувенирами из самоцветов. Решение о реконструкции было принято еще в 1998 году, но и юридически, и финансово организовать ее было очень сложно.
"Когда мы уезжали в 2005 году, у нас было около 3 тысяч квадратных метров, но все еще в остроаварийном здании. Потолки прогибались на 15 сантиметров - при средней посещаемости 35-40 тысяч человек в месяц, больше, чем в других московских музеях", - рассказала директор МДФ. За время работы в Манеже и других залах музей потерял часть посетителей - их число сократилось на 5-10 тысяч человек в месяц, однако "музей не останавливал свою работу и пополнение коллекций ни на минуту".
Теперь, наконец, появился "очень динамичный, очень светлый, очень чистый", по словам Свибловой, музей. "Андрею Владимировичу Бокову удалось вписать новый тип конструкции в старый архитектурный ансамбль, никого не обидев", - признала глава Дома фотографии. Сделать это было, по ее словам, непросто: во-первых, постоянно не хватало средств, во-вторых, задачи архитектора входили в противоречие с ее задачами, поскольку "директору музея нужна функция, архитектору - пространство". Тем не менее, компромисса удалось достичь.
Сам Боков, глава Союза архитекторов России, проектировщик с большим опытом, работавший над Инженерным корпусом Третьяковки, реконструкцией Музея Пушкина, строительством музея Маяковского на Лубянке и двух новых корпусов ГМИИ имени Пушкина, объяснил, что разработал музей с вертикальной структурой. "Музей возник из храма, и вертикальный музей - его самый близкий родственник", - сказал Боков. Впервые такой тип конструкции, напомнил он, был опробован в нью-йоркском Музее Гуггенхайма, построенном в 1943-1959 годах по проекту Фрэнка Ллойда Райта. Свиблова, впрочем, тут же заметила, что нью-йоркское здание не любит, а московское, на ее взгляд, гораздо лучше приспособлено и для работы, и для публики. С ее точки зрения, дом на Остоженке напоминает скорее об эпохе конструктивизма, "великой русской утопии".
"В инженерном отношении этот дом - сложнейший завод", - заключил архитектор.
Планы
"Теперь фотография - уже признанная муза, ее уже выбрали, и надо идти дальше", - констатирует Свиблова. Она объяснила, что уже в 2001 году Дом фотографии стал называться "мультимедийным комплексом актуальных искусств", теперь же МДФ окончательно превратился в "Мультимедиа Арт музей Москвы" (MAMM) и собирается "исследовать новую территорию развития искусства", организуя сменные выставки и всевозможную бурную деятельность вокруг музейного здания.
Помимо существующей уже четыре года Школы фотографии и мультимедиа имени Александра Родченко, на 9 тысячах квадратных метров комплекса на Остоженке с тремя подземными и четырьмя надземными этажами будет регулярный киноклуб, а также музыкальный и дискуссионный клубы. Каждый из них собирается завести ежедневную программу. Планируется также ежемесячная Музейная ночь, когда арт-события будут устраиваться не только в основных залах, но и в многочисленных коридорах и закоулках. Вместо традиционного кафе Свиблова собирается открыть чайную; она обещает также фотолабораторию, фотостудию, реставрационную мастерскую, фитнес-танцы по понедельникам, когда музей закрыт, и мероприятия на крыше с видом на Остоженку и Зачатьевский монастырь.
Первым масштабным проектом станет выставка "Флюксус: поживем - увидим...", посвященная движению, которое, по словам Свибловой, "в 60-е годы хулиганило повсюду", однако остается плохо изученным.
Критики и искусствоведы до сих пор не сходятся во мнении, что считать точкой отсчета начала движения Fluxus (от английского flux - "течение, поток, непрестанное движение"), каких именно художников к нему причислять. Большая часть проектов движения была реализована на бумаге, так и не найдя конкретной формы воплощения. Датой рождения принято считать акцию Джорджа Маккинаса (George Maccuinas), который в 1961 году разослал пригласительные билеты на выставку, написав на них, что деньги, вырученные от продажи (три доллара за штуку), пойдут на издание журнала "Флюксус". К движению в разное время присоединилось несколько десятков художников, композиторов, дизайнеров из Европы, Америки и других частей света, в числе которых были жена Джона Леннона Йоко Оно, композитор Джон Кейдж и другие. Своей целью эти люди видели эстетизацию и переосмысление привычных и простых предметов и поступков.
Широкой публике это движение знакомо достаточно плохо; в Париже масштабная ретроспективная выставка прошла в 2009 году в Пассаже де Рец, ее куратором стал Бернар Блистен. Теперь экспозиция приехала в Москву и пробудет здесь до 28 ноября. Приехал и сам Блистен, который собирается читать лекции и делать перформанс с участием молодых российских художников.
В декабре откроется выставка из парижского Центра Помпиду под названием "Электрические ночи", которую будут сопровождать салюты на музейной крыше, а дальше Год Франции завершится и наступит черед Года Италии, а с ним - и выставки, посвященной течению Arte Povera, которую Свиблова пыталась привезти в Москву много лет подряд.
Директор обновленного музея обещает устраивать для публики "фантастические сюрпризы", "втягивать ученых в искусство", но прежде всего - освоиться в новом пространстве как можно быстрее.