Двойственная стратегия президента Украины Виктора Януковича, прогноз на дальнейшее развитие российско-белорусских отношений, сближение Москвы и Пекина и получение Нобелевской премии по физике выходцами из России – вот основные темы, которые привлекли внимание зарубежных СМИ 6 октября.
Политика по принципу «и нашим и вашим» - стратегия нового президента Украины Виктора Януковича, считает французская газета La Tribune. И украинские чиновники, и предприниматели убеждены, что Киев не должен выбирать между Европой и Россией, а интегрироваться одновременно и туда, и туда, поскольку перспектива красной ковровой дорожки вполне вероятна с обеих сторон. При этом сближение с ЕС, полагают в Раде, должно походить «как можно более осторожно, чтобы Россия не заметила».
В интервью польской газете Rzeczpospolita президент Коморовский, упоминая об Украине, где он за последнюю неделю побывал два раза, объясняет, что это не особое оживление отношений, а нормальное начало работы нового главы государства, по при этом не отрицает, что помощь Украине оказывается с целью помочь продвинуться ей по пути на Запад – и от слов нужно перейти к делу. Однако политик уверяет, что сближение Украины с Западом не означает ухудшения ее отношений с Россией, только в долговременной перспективе ей придется выбирать в чьем экономическом пространстве она хочет быть. Кроме того, сама Россия повернулась к ЕС.
Украинские «Столичные новости» абсолютно уверены, что «В Киеве время московское» и вполне согласны со словами журналиста Виктора Шендеровича о том, что «сегодняшняя Украина - это Украина российских 90-х».В свое время Леонид Кучма, пытаясь отбиться от атак националистов, выпустил свою книгу «Украина — не Россия». Теперь, пишет издание, наверное, очередь за творчеством Виктора Януковича, которого тоже обвиняют в «сдаче национальных интересов». В общем-то в том, что Януковича обвиняют во всевозможных антиукраинских грехах, нет ничего удивительного: на то и оппозиция, чтобы власть не дремала. Автора статьи удивляет другое - почему украинский истеблишмент сплошь и рядом дублирует поведение «старшего брата». Весьма любопытные совпадения приводи он, рассуждая, каким может быть следующее совпадение: по слухам, распространенным в СМИ, Украине светит еще один российский сценарий - найти и посадить «нужного» кандидата, претендующего на роль Михаила Ходорковского.
В связи с этим примечателен материал американского аналитического журнала Foreign Policy, в котором издание пытается ответить на вопрос, настал ли конец украинской «оранжевой революции», учитывая, что на прошлой неделе Конституционный суд Украины отменил внесенные в 2004 году в государственное устройство изменения, ослаблявшие исполнительную власть, и теперь президент Виктор Янукович планирует использовать этот вердикт, чтобы расширить свои прерогативы за счет парламента. Издание утверждает, что с выводами о том, что народовластие погибло, и власть на Украине вернулась к авторитарному правителю, не стоит торопиться - в действительности все не так просто. Но при этом не нужно думать, что украинцы пойдут на баррикады из-за нового решения суда: общество утомилось за пять лет непрерывных политических конфликтов и разочаровано неспособностью своих лидеров руководить страной.
С другим близким соседом, с которым Россию, казалось бы, должны связывать «братские» узы, отношения складываются не столь радужно, как с Украиной, и это уже не вызывает особого удивления. Более того, наблюдатели склоняются к тому, что точка невозврата в отношениях между формальными союзниками уже пройдена и надежды повторно войти в молочную реку с кисельными берегами - призрачные. Об этом пишет белорусское издание БЕЛАПАН. Аналитик Андрей Федоров, указывая на то, что Белоруссия уходит от России к Европе, подчеркивает, что это происходит вовсе не из-за внезапной платонической любви к европейским ценностям, а под давлением суровых реалий на «восточном фронте», «через не хочу». Конечно, это движение будет медленным, «по миллиметру», считает Федоров, при этом остается опасность «срыва белорусских властей» - усиления репрессий, попыток самоизоляции а-ля чучхэ.
Одновременно, как отмечает газета «Наша Нiва», в Белоруссии все же проходит избирательная «Кампания в стиле a la Russe». В белорусской политике воцарился «великий российский стиль», который британский исследователь Эндрю Уилсон когда-то метко назвал виртуальной политикой: спектакль, замешанный на деньгах, информационных технологиях и инсценизации ужасов и катастроф, мелких пиар-акциях и скандалах, которые подменяют содержание, сущность и цели. Издание обнаруживает предостаточно совпадений, будучи убежденной, что интеллектуально проекты в стиле a la Russe рождаются в самой Белоруссии - хотя бы потому, что в России отсутствует адекватное понимание внутриполитических белорусских реалий, которое бы позволило спланировать оттуда более-менее основательную политическую кампанию.
Относительно новое явление в геополитическом пространстве – сближение «русского медведя» и «китайского дракона» продолжает занимать значительное место в ежедневных публикациях и выпусках мировых СМИ.
Гонконгское издание Asia Times считает, что «Россия идет в ногу с Китаем», несмотря на существующее мнение, что Россия вовсе не стремится играть в тени Китая и безоговорочно поддерживать китайскую внешнюю политику. Доказательством тому издание считает кампанию Пекина, направленную на то, чтобы обставить захват островов Дяоюйтай, спорных с Японией, как действие допустимое и законное. Очевидно, что эти действия КНР полностью поддерживаются Россией, подчеркивает автор статьи.
В Мадриде бывший глава СССР Михаил Горбачев в беседе с журналистом El Pais признался, что в последние годы отдает предпочтение социально-экономическому пути развития, по которому идут Бразилия и Китай: «Это неудивительно. Есть даже некое чувство зависти в связи с их успехами. Они будут набирать всё большую и большую силу. Мы будем наблюдать реструктурирование центров, особенно экономических. Центр перемещается в тихоокеанский регион, в Индию, Китай, Японию и другие развивающиеся страны».
В связи с этим интересен призыв Уолтера Айзексона, нового председателя Совета управляющих по телерадиовещанию, имеющий в своем распоряжении 700-миллионый бюджет и объединяющему такие новостные организации как «Голос Америки», «Радио Свободная Европа» и «Радио Свободная Азия», - выделить еще больше денег, чтобы противостоять усилиям публичной дипломатии «врагов» Америки, которыми, по определению Айзексона, являются Иран, Венесуэла, Россия и Китай: «Мы не можем позволить, чтобы наши враги общались с миром лучше нас. Уже имеются Russia Today, иранское Press TV, венесуэльский TeleSUR, и, конечно, Китай запускает международный круглосуточный новостной телеканал с корреспондентами по всему миру». Об этом можно прочесть в материале издания Foreign Policy.
Получение уроженцами России Андреем Геймом и Константином Новоселовым Нобелевской премии по физике за исследования графена, который, возможно, когда-нибудь вытеснит кремний с позиции основного современного материала, применяемого в электронной промышленности, удостоилось особого внимания на страницах западной прессы. Журналисту газеты Wall Street Journal Готаму Найку ученые поведали об удивительных свойствах графена. Предполагается, что он - самый тонкий и самый прочный материал в мире, более чем в сто раз прочнее самой прочной стали. Он почти прозрачен, обладает исключительно высокой плотностью и непроницаем для газов и жидкостей. Если изготовить из него гамак площадью в один квадратный метр, то он будет практически невидимым, но выдержит вес четырёхкилограммового кота. Сам гамак при этом будет весить меньше, чем один ус этого кота. Вообще множество научных коллективов уже сейчас пытаются найти применение свойствам нового наноматериала.
В эфире Radio Free Europe научный редактор журнала «Вокруг света» Александр Сергеев рассказал, «почему графен не из России». По его мнению, не наука становится интернациональной, а вес дело в грустной судьбе российских ученых - совершать великие открытия только после выезда за рубеж. Если у человека есть такие условия, то он работает эффективнее, считает Сергеев. Ведь оба нынешних нобелевских лауреата по физике учились в МФТИ, и уехали в Голландию, в Великобританию, потому что атмосфера там была более благоприятна для работы и поиска научных средств, необходимых для исследований. Углеродные пленки ученые отрывали скотчем, но измерять-то их надо было атомно-силовым микроскопом, подчеркивал журналист. В России эти микроскопы, конечно, есть, но к ним гораздо сложнее получить доступ, чем за границей. При этом если сказать, что в России хорошее базовое образование, которое позволяет выращивать лауреатов Нобелевских премий, но в то же время отсутствует серьезная научная высокотехнологическая база для экспериментов, то и это будет не совсем верно. «Как и в любом обобщении, здесь есть некоторая натяжка. С образованием в России уже не так хорошо и гладко, потому что во многих местах научные школы разрушаются. Сказался большой перерыв в работе - 90-е годы», - резюмирует Сергеев.
«Российские журналисты рассказали Западу о ФСБ» - так озаглавлено интервью автора книги «Новое дворянство», журналиста Андрея Солдатова швейцарской газете Le Temps. Продолжительное расследование позволило журналисту сделать выводы, что между КГБ и ФСБ есть что-то общее, «но, каким бы могущественным ни был КГБ, он, по крайней мере, отчитывался перед КПСС. Сегодня ФСБ - крупнейшая разведслужба, пользующаяся неограниченной свободой: она не отчитывается ни перед партией, ни перед другими разведывательными агентствами, ни перед парламентом, ни перед общественным мнением, и едва отчитывается перед Кремлем из-за отсутствия соответствующих механизмов. Она стала абсолютно непрозрачной и непроницаемой структурой». Солдатов замечает, что ФСБ «изменила политическую культуру в России»: "Государство стало более подозрительным. Если вы задаете вопрос чиновнику, то он, вместо того чтобы ответить, станет искать, что за этим стоит, и не работаете ли вы на иностранные державы. Это препятствует любой общественной дискуссии». Православная церковь тоже не в лучшем свете представлена в книге: автор подмечает, что в советские времена подвергавшаяся гонениям со стороны КГБ, теперь она очень близка со шпионами. «Это объясняется схожестью идеи уникальности России, концепции «Москва - третий Рим» с представлением о том, что Россия окружена врагами».
Материал подготовлен редакцией ИноСМИ на основе информации открытых источников
