Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
4 октября, Всемирный день животных, ныне
превратился в день воспоминаний об истребленных зверях и птицах. Амурский тигр – во главе списка животных, оказавшихся на грани исчезновения, хотя охота на него была запрещена в стране еще в 1947 году. Огромных кошек, обитающих в Приморье и Хабаровском крае, - насчитывается сегодня не более 500.
За сто лет численность тигриного населения в мире сократилась в 25-30 раз. Век назад усатых-полосатых было около 100 тыс – сейчас осталось 3-4 тыс. Три подвида тигров исчезли вовсе: туранский (каспийский), балийский и яванский. Остались амурские, бенгальские, южнокитайские, суматранские и индокитайские. В Индии с 1995 по 2005 год численность тигров упала с 3,5 тысяч до 1-1,3 тысяч.
В России число огромных кошек относительно стабилизировалось и сокращается медленнее только в последние годы. В принципе, «по состоянию сегодняшних местообитаний, численность тигров должна колебаться до 600 особей», именно столько «может прокормить тайга в границах ареала тигров», говорит Владимир Кревер, координатор программы по сохранению биоразнообразия Всемирного фонда дикой природы. В этих расчетах принят во внимание и «квартирный вопрос»: средний участок обитания самца – аж 1380 кв. км, для самки – 400 кв. км!
У дальневосточной кошки – масса положительных качеств. В своем роду-племени амурские тигры – самые терпимые к людям. В отличие от своих больших бенгальских сородичей, а также маленьких, но воинственных суматранских собратьев, российские тигры вполне миролюбивы и нападают на человека лишь в случае явной опасности, в порядке самообороны. Они могут подолгу наблюдать за человеком, красться по его следам, но при встрече лоб в лоб сворачивают в сторону. Если в Индии тигриное людоедство – в порядке вещей, то в России тигры предпочитают оленей, кабанов, собак и белогрудых медведей. Амурский тигр, длиной до 220 см и весом 200 кг, - второй по величине (после бенгальского), зато самый выносливый, без «аллергии» на холод и снег.
В 1990-е гг тиграм пришлось туго. Туша крупного самца стоила от 6 до 15 тыс долларов - столько платили русским браконьерам китайские парафармацевты.
В восточной медицине мази, таблетки, присыпки с частями тела тигра, тигриными дериватами, считаются мощными биостимуляторами.
Собственных тигров в Китае оставалось мало. Под рукой оказались русские тигры – и русские браконьеры. Границы с КНР были достаточно открытыми, а таможня в те годы оказалась не готова к борьбе с контрабандой тигриных дериватов: советского опыта в этой области не было. И в год на Дальнем Востоке стали отстреливать 50-80 тигров.
Сплошная вырубка леса также ставит тигриные жизни под угрозу. Главные звериные столовые - это рощи с кедрами, дубами и ясенем. Пасется в такой роще кабан, любитель кедровых орехов и желудей, – значит, рядом окажется тигр, предвкушающий сытный обед. И вот логическая цепочка: исчезают кедры и дубы – копытные лишаются пищи – тигры голодают. К тому же, если лес редкий и видимость в нем – 300 метров, то на тигра гораздо легче охотиться. Он становится легкой мишенью.
Между тем, тигр – индикатор здоровья дальневосточной экосистемы. Он находится на вершине экологической пирамиды, и, коли ему плохо, значит, плохо всей экосистеме. Если тигров – главных таежных санитаров, уничтожающих больных оленей и кабанов, – истребят, то число копытных в тайге резко уменьшится. Во-первых, из-за эпизоотий – эпидемий звериных инфекций. А во-вторых, на смену тигру придет волк, который как хищник ведет себя совершенно иначе. Тигр убивает столько оленей, сколько может съесть. Волк же режет гораздо больше.
Выработать общемировую стратегию сохранения тигра – ключевая задача ноябрьского Тигрового саммита в Санкт-Петербурге с участием глав правительств 13 стран, в которых живут огромные кошки.«Мы ждем от форума совместной декларации стран-участниц, в которой будет сформулирована общая цель – к 2022 г удвоить мировую численность тигров», - говорит Владимир Кревер.
Но квота увеличения тигриного народа для каждой страны, разумеется, будет своя. Кому-то, возможно, придется взять на себя обязательства утроить тигриное племя.
К саммиту готовится Global Recovery Action Plan - фундаментальная программа по сохранению тигра, которая учтет все национальные планы тигриной защиты, а также общемировую надстройку: вопросы нелегальной торговли, хранения и перевозки шкур тигра, а также международные финансовые механизмы охраны тигров, пропаганду и просвещение.
Одна из российских идей на саммите – создание экологических коридоров. Это подразумевает не только рациональное лесопользование, но и оптимизацию работы охотничьих хозяйств. Вот один из рецептов: заготовить и как следует обработать побольше кормов, сена (в частности, на случай экстремальной зимы), засеять дополнительные кормовые поля для копытных, поставить больше кормушек и солонцов, - и, по логике вещей, численность копытных должна возрасти. Если подключить экспертов, которые помогут реанимировать и совершенствовать утраченные биотехнические навыки советского времени, то это задачи выполнимые.
Первая видовая (от термина «биологический вид») стратегия появилась в России в 1996 г и была реализована на следующий год в рамках Федеральной целевой программы «Сохранение амурского тигра». В ареале тигра создана сеть государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, а также буферные зоны, защитные леса. Сегодня этих мер уже недостаточно для того, чтобы сохранить жизнеспособную тигриную популяцию. Новая российская тигрозащитная стратегия предполагает максимальное расширение особо охраняемых территорий в регионе. Экологи рассчитывают на создание российско-китайского трансграничного резервата на хребте Стрельникова (Хасанский район Приморья) и охраняемой территории в провинции Цзилинь.
Резерват будет включать российский национальный парк «Земля Леопарда», который объединит государственный природный заповедник «Кедровая падь» и природный заказник «Леопардовый».
Подготовку новой стратегии стимулировал Владимир Путин, который два года назад побывал в Уссурийском заповеднике, познакомился с тигрицей и поучаствовал в ее медобследовании. Премьеру показали в заповеднике всю технологию работы с усатыми-полосатыми. Огромная кошка для удобства диспансеризации получила дозу снотворного – от самого Путина, из специального пневматического устройства, которое стреляет шприцем.
Затем премьер надел на спящую красавицу ошейник с GPS-системой – для спутникового отслеживания ее перемещений в режиме онлайн. Ученые мечтают о спутниковых ошейниках для всех тигров хотя бы на двух модельных территориях Южного Приморья – в Уссурийском и Лазовском заповедниках. Используемые с 1992 г радиоошейники уже неэффективны. А главное, отмечает замдиректора Института проблем экологии и эволюции животных РАН Вячеслав Рожнов, местонахождение тигра с радиоошейником научились определять и браконьеры.
Замаскированных фотоловушек, которые используются для идентификации тигров, тоже пока немного. Но с точки зрения учета зверей за ними будущее. У каждого тигра – неповторимый узор на шкуре, его-то и фиксирует флэшкарта в фотоловушке. На зверей составляются индивидуальные карточки – паспорта.
Если в национальных парках Северной Америки или Африки звери подпускают к себе человека близко (можно подъехать на машине к отдыхающему львиному прайду или подойти к оленихе, которая кормит детеныша), то в России животные не доверяют человеку и прячутся.
За века жестокой охоты двуногий хищник сумел запугать зверей почти на генетическом уровне. Очевидно, что быстро рассеять этот страх никакими защитными программами не получится. Однако, по крайней мере, многих животных можно с их помощью спасти.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции