МОСКВА, 1 окт - РИА Новости. Основные интриги недели были политическими: решалась судьба депозитария Музеев Кремля на Боровицком холме в Москве и выставки современных российских художников в Лувре.
Строить нельзя не строить
Забор на Боровицком холме поставили в середине сентября. Общественность возмутилась: как-никак, место значимое, под боком у Кремля, с видом на дом Пашкова. Быстро раскопали проект архитектора Колосницына, ужаснулись "таджикскому барокко", появились гневные публикации. Член Общественной палаты и директор пермского музея современного искусства Марат Гельман написал письмо столичному прокурору. Директор Музеев Кремля Гагарина, для которых, собственно, предназначался участок на холме, созвала пресс-конференцию, где честно призналась, что имеющийся проект хорош разве что тем, что высотный режим не нарушает (и то - не факт).
Тут необходимо заметить, что Музеи Кремля получили фактически кота в мешке: согласно 94-му Федеральному закону они никак не могли повлиять на внешний вид будущего депозитария, хотя и предпочли бы, конечно, поставить конструкцию из стекла и бетона, а не городить пучки колонн с куполами. Вот только поделать ничего было невозможно.
Однако выяснилось, что никогда не следует говорить "никогда". Буквально на следующий день после помянутой пресс-конференции Владимир Ресин, который к тому моменту исполнял обязанности мэра Москвы всего второй день, распорядился отозвать ордер на строительство. Гагарина пожала плечами: Москва, мол, над объектом не властна, требуется вердикт федеральных властей. И вердикт последовал, пусть и в неявной форме: источник в Кремле передал, что решение Ресина в руководстве страны приветствуют.
Что будет дальше, пока не ясно. То ли стройка остановится вовсе до тех пор, пока не предложат новый проект, то ли подготовка к нулевому циклу будет идти параллельно с пересмотром архитектурной концепции, то ли ограничатся пока археологическими раскопками. Но обещают невероятное - консультации с архитекторами и едва ли не учет мнения общественности.
Лувр сказал цензуре "нет"
Выставка "Контрапункт: современное русское искусство" откроется в Лувре 14 октября безо всяких изменений. Таков итог изнурительных переговоров между французским музеем, российскими культурными инстанциями и Авдеем Тер-Оганьяном, чья серия "Радикальный абстракционизм" показалась чиновникам призыву к свержению существующего строя и разжиганию межнациональной розни. От греха подальше эти вещи решили не выпускать во Францию, вопреки замыслу куратора Мари-Лор Бернадак: добро бы они ехали на частную выставку, а тут - проект, профинансированный государством в рамках Года России во Франции, как бы чего не вышло.
В знак протеста ряд участников "Контрапункта" решили бойкотировать выставку, и таким некультурным образом культурное мероприятие государственного масштаба оказалось под угрозой срыва.
Закончилось все, впрочем, на удивление благополучно. После долгих совещаний в Лувре заявили в пятницу, что покажут выставку в изначально запланированном объеме, так как российские власти все-таки дали согласие на показ ранее отклоненных работ.
Продолжение - в следующих сериях.