МОСКВА, 30 сен - РИА Новости. В Москве отвергают попытки Японии препятствовать посещению президентом РФ Курильских островов, заявил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.
О намерении в ближайшее время посетить южные Курилы Медведев в среду заявил журналистам в Петропавловске-Камчатском. Японские власти в этой связи выразили обеспокоенность, заявив, что считают южные Курильские острова своей территорией и что приезд российского президента на острова осложнит отношения двух стран.
"Президент России самостоятельно определяет маршруты поездок по территории своей страны. И какие бы то ни было советы извне на этот счет неуместны и неприемлемы", - сказал Нестеренко на брифинге в Москве.
"Считаем необходимым напомнить, что упомянутые острова являются территорией РФ в соответствии с международно-правовыми реалиями, сложившимися по итогам Второй мировой войны и закрепленными в Уставе ООН. Убеждены, что в интересах поступательного развития российско-японских отношений следует избегать контрпродуктивного воспроизводства тупиковых позиций, предпринимать активные шаги по расширению сотрудничества в ключевых областях, укреплять конструктивное взаимодействие в международных делах, спокойно продолжать диалог по взаимоприемлемому решению вопроса о заключении мирного договора и последующем пограничном размежевании", - сказал Нестеренко.
Дипломат также сказал, что посол РФ в Японии воспользовался приглашением руководства японского МИД, чтобы изложить эту российскую позицию.
Москва и Токио с 1945 года не могут подписать мирный договор именно из-за спора о принадлежности южной части Курильских островов.
Япония претендует на четыре острова в южной части Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР (продолжательницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. Однако японцы поставили в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами.