МОСКВА, 29 сен - РИА Новости. Региональный российско-украинский самолет Ан-148 часто ломается и не может обеспечивать достаточную безопасность полетов, заявляет единственный эксплуатант этих воздушных судов авиакомпания ГТК "Россия".
"Эксплуатационная надежность самолета Ан-148 не соответствует ранее заявленной и не может обеспечивать достаточный уровень безопасности и регулярности полетов", - говорится в презентации ГТК "Россия", имеющейся в распоряжении РИА Новости.
В настоящее время ГТК "Россия" эксплуатирует пять самолетов Ан-148, в период с 1 июня по 1 сентября 2010 года суммарный налет, с учетом аэродромных тренировок экипажей, на самолеты составил 1,725 тысячи часов. За это время было обнаружено 235 неисправностей. Причем суммарный простой для устранения неполадок с учетом ожидания поставки запчастей составил 2,139 тысячи часов, или 89 суток.
"Из периода 92 суток один самолет на 89 суток был выведен из эксплуатации", - говорится в презентации.
Ан-148 - ближнемагистральный пассажирский самолет, рассчитанный на перевозку 70-90 пассажиров с максимальной дальностью полета до пяти тысяч километров. Самолеты производятся как на Украине, так и в России.
Плохо сделаны
В течение трех летних месяцев по техническим причинам на Ан-148 произошло пять инцидентов с шасси, системой электроснабжения, системой управления самолетом. "Налет на инцидент на самолетах ГТК "Россия" составил на Ан-148 - 344 часа, семейство Airbus - 5,335 тысячи часов, Boeing737 - 2, 824 тысячи часов", - говорится в презентации.
Самой ненадежной системой в самолете ГТК "Россия" считает систему управления - была обнаружена 31 неисправность. Также к ненадежным относятся: система интеграции общесамолетного оборудования - 26 неисправностей, пилотажно-навигационное оборудование -19, средства управления полетом -17, вспомогательная силовая установка (ВСУ) - 17 неисправностей. Также у авиаперевозчика имеются к замечания к надежности систем кондиционирования, фюзеляжа, крыльев и двигателя.
Доработки Ан-148 не повышают надежность систем самолета. Так, "замена карданного соединения в приводе управления передней входной дверью на усиленное не решило проблему исключения поломок системы управления передней дверью. Кроме того, дважды производились доработки по исключению самопроизвольного выпадения кислородных масок пассажиров, которые не давали положительного результата. Всего произошло 14 случаев выпадения масок, из них семь - с пассажирами на борту на земле, и три - в полете", - говорится в презентации. Кроме того, "за период с 1 июня по 1 сентября 2010 года отстранены от эксплуатации один двигатель Д-436-148 и две вспомогательных силовых установки ВСУ АИ-450", - говорится в документе. В этой связи в авиакомпании считают, что эксплуатант должен получать компенсацию своих расходов, а "вспомогательная силовая установка эксплуатационной надежности не имеет".
Заявленная продолжительность технического обслуживания по форме "А" составляет 50 чел/часов, а фактическая в 3,8 раза выше - гораздо больше, чем у Boeing и Airbus. В ГТК "Россия" считают, что трудоемкость технического обслуживания по периодическим формам должна быть сопоставима с Boeing и Airbus.
Самолет получился
Несмотря на такую характеристику Ан-148, куратор проекта экспансии этого вида лайнеров лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) полагает, что все недоработки являются нормальным явлением и могут быть устранены.
"Несмотря ни на что, самолет получился - впервые за 20 лет начато серийное производство новейшего пассажирского самолета, который в начале эксплуатации имеет ряд "детских болезней", через которые проходили все без исключения производители самолетов в мире, - сообщили РИА Новости в пресс-службе ИФК.
"В процессе эксплуатации "эти болезни" устраняются, но на это требуется некоторое время, и хотелось бы, чтобы производитель как можно оперативное реагировал на возникающие у эксплуатантов вопросы, потому как самолет имеет огромный спрос, значительно превышающий предложение", - отметили в пресс-службе.
Летать в Европу пока нельзя
ГТК "Россия" отмечает, что результат аудита Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA) показал неготовность самолета Ан-148 к полетам в Европу. Так, в наблюдательном полете инспектором IOSA были выявлены "ожидаемые замечания, такие как сломавшийся в полете замок двери кабины экипажа и вывод на индикаторы пилотов лишней на данном этапе полета информации".
Были выявлены различные несоответствия ICAO, такие как низкое качество покраски самолетов, не предусмотренная возможность установки датчика высоты принятия решения на барометрическом высотомере, обрыв резиновых уплотнителей механизации на нижней части крыла и другие.
Что надо сделать
Для решения проблемы эксплуатации самолета авиакомпания предлагает создать действенную систему послепродажного обслуживания. Так, для успешной эксплуатации Ан-148 необходимы и обязательны постоянная работа со стороны ГП "Антонов" по расширению главного перечня минимального оборудования, создание в Санкт-Петербурге склада запчастей силами и за счет ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) или государственного финансирования из бюджета 2011 года, создание круглосуточного консультационного центра на базе ОАО "ОАК" и ГП "Антонов" для решения вопросов технической поддержки эксплуатанта путем организации web-сайта ОАО "ВАСО" и ГП "Антонов".