Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
В президентской гонке в Белоруссии, которая завершится выборами 19 декабря, теоретически могут участвовать 17 кандидатов. Именно столько инициативных групп по сбору подписей зарегистрировала Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Белоруссии. Но главный кандидат - безусловно, действующий президент Александр Лукашенко. А бороться ему придется, по меткому выражению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, с самим собой.
Дело в том, что и в политике, и в народном сознании существуют два Лукашенко. Первый - это Лукашенко конца девяностых годов, сторонник интеграции Белоруссии с Россией, единственный президент на постсоветском пространстве, поднявшийся из низов, говорящий на народном языке и выражающий (хотя бы на словах) народные чаяния о сохранении социальной роли государства, недопущении «грабительской приватизации» и т.д. Но есть и второй Лукашенко, более полно проявившийся в двухтысячные годы, - прижимистый и хамоватый лидер постсоветского транзитного государства, явно ведущий двойную игру и с Россией, и с Европейским Союзом (ЕС), пытаясь получить дотации от обоих.
Этот второй Лукашенко - никакой не интегратор постсоветского пространства, он просто выторговывает нефтяные и газовые доллары в обмен на символические «интеграционные» жесты. Второй Лукашенко - политик не только двуличный (двуличие - необходимое качество для лидера явно не самодостаточной экономически Белоруссии), но и циничный, да к тому же еще и просто непрофессиональный. Принимая во внимание обидчивость нынешних лидеров России, вести себя так, как вел себя Лукашенко в последние месяцы, было просто проявлением политического непрофессионализма. Дмитрий Медведев - это не Ельцин с его чересчур широкой натурой, забывавший обиды когда от великодушия, а когда и от элементарной безалаберности и толстокожести. И за свои многочисленные оскорбления в адрес российского руководства и России в целом Лукашенко может вскоре поплатиться.
Вероятно, именно поэтому выборы и назначены на относительно раннее время - 19 декабря, аккурат перед католическим Рождеством, которое в Белоруссии отмечается как государственный праздник. В предвкушении рождественского стола избиратель, скорее всего, окажется более благодушно настроен, чем после кратких (в белорусском случае) новогодних праздников с неизбежным подведением неутешительных итогов года.
«Первый» Лукашенко, сколь ни странно, в сознании российского избирателя живее, чем в сознании белорусского. Миф о честном и заботливом лидере, не дающем народ в обиду и держащем в черном теле бюрократию и «хапуг» из предпринимательского класса, легче поддерживается на расстоянии. Краткие поездки в действительно чистую (по сравнению с российской провинцией) Белоруссию и разговоры с гордящимися своей и вправду достойной восхищения родиной заезжими белорусами помогают поддерживать этот миф. Но поживите в каком-нибудь белорусском местечке несколько недель, поговорите с местными об их ежедневных проблемах, а не о том, «как там вообще у вас». И вы узнаете про множество сидящих в тюрьме «коррупционеров» лавочного уровня, про огромные трудности при создании даже самого невинного малого бизнеса, про государственные радио и телевидение, унаследовавшие все недостатки застойных советских СМИ без каких-либо их достоинств.
Те голоса, которые Лукашенко получит в первом туре, будут, скорее всего, отданы именно за «первого» Лукашенко. Для сторонников полной «самостийности» Белоруссии, для упертых националистов или лиц, которым грезится на территории Белоруссии вторая Польша, в первом туре скорее всего найдется много более привлекательных вариантов. В выборах скорее всего примут участие лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников, говорящий на нескольких европейских языках, а также зампредседателя партии «Белорусский народный фронт» (БНФ) Григорий Костусев. Их видение отношений с Россией неплохо выразил один из лозунгов БНФ - сделать российско-белорусские отношения похожими на советско-финские. Спасибо, господа, живите и дальше в своем придуманном белорусско-советско-финском Зазеркалье.
Единственный реальный соперник у «первого» Лукашенко в первом туре - это литератор и общественный деятель Владимир Некляев.
В политике он недавно - побыв в девяностые годы союзником «первого» Лукашенко, при «втором» Лукашенко Некляев долгое время жил в Финляндии. После возвращения включился в общественную жизнь, сейчас у него в инициативной группе 3 271 человек - это третье место после «белорусского Жириновского» Гайдукевича и самого Лукашенко. Правда, Некляеву «клеят» репутацию пророссийского политика. Причина: Некляев - единственный из реально оппозиционных кандидатов, который не выступает за демонтаж Союзного государства России и Белоруссии. То есть, Некляев может сыграть на том самом поле, на котором играл «первый» Лукашенко. А в перспективности и плодовитости этого поля Некляев имел возможность убедиться собственными глазами.
«Я сопровождал Лукашенко в девяностые годы во время его поездок, включая знаменитый визит в Ярославскую область. Я помню шесть выстроившихся для встречи губернаторов и лозунги «Лукашенко - наш президент» и «Лукашенко - спаситель славянства»,- рассказывает Некляев. - Чтобы довести российско-белорусские отношения до нынешнего состояния, надо было постараться. Все последние лет 13 пропаганда Лукашенко кричала, что мы будем защищать от России свой суверенитет. От кого защищать - от друзей? Нужно сохранить все полезные элементы в Союзном государстве. Это никак не помешает нашей экономической интеграции с другими странами, включая членов ЕС».
Если раньше пропаганда Лукашенко легко маргинализировала прозападную оппозицию, выдавая ее за «недоделанных поляков», то с Некляевым будет выбран скорее всего другой метод. В мае 2010 года были проведены обыски у его сторонников из общественной кампании «Говори правду». В белорусский сегмент Интернета запущены слухи о Некляеве - стороннике Москвы, получающем финансирование от живущих в России белорусских «эмигрантов». Там же «висит» смонтированное фото Некляева в компании Путина и Медведева со словами, что этот кандидат, мол, будет служить Москве. Рядом «крутится» видео некоего чиновника, конфиденциально рассказывающего о планах Москвы устроить в Белоруссии беспорядки и организовать похищения известных людей, чтобы свалить их исчезновение на Лукашенко.
Впрочем, одолеть Некляева обвинениями в «белорусофобии» будет непросто. В отличие от Лукашенко, Некляев отлично говорит по-белорусски и считается у себя на родине одним из ведущих поэтов-»восьмидесятников». Придется придумать что-то более оригинальное, чем «продажа родины Москве». Лукашенко может, правда, приписать себе голоса или даже по старинке объявить себя победителем в первом туре с 90 процентами голосов, добавив, что на самом деле, мол, было еще больше, но нельзя же так унижать оппозицию. Но такой вариант Лукашенко использовал уже два раза. В третий раз он может белорусам надоесть - даже под рождественскую водку. Под Новый год ведь всегда хочется чего-нибудь нового и необычного.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции