МОСКВА, 28 сен - РИА Новости. Нежелание Тегерана приостановить работы по обогащению урана может привести к военному удару Израиля по ядерным объектам Исламской Республики, считает профессор Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.
В отношении Ирана действуют санкции четырех резолюций Совета безопасности ООН, принятых в ответ на отказ Тегерана приостановить обогащение урана. Страны Запада подозревают Иран в разработке ядерного оружия, Тегеран утверждает, что его ядерная программа носит сугубо мирный характер. Однако Израиль считает, что иранские ядерные технологии поставят под сомнение само существование еврейского государства, и заявляет о своей готовности нанести превентивный ракетный удар по ядерным объектам Ирана. Подобная информация появилась в СМИ в августе накануне официального открытия иранской АЭС "Бушер".
"Прежде всего, я хочу сказать, что я не уверен в том, что Иран хочет создать ядерную бомбу. Еще меньше я уверен в том, что они (иранцы) хотят разбомбить Израиль, я в это не верю. Я почти что убежден, что это политическая борьба, политическая игра, и Иран хочет достичь то, что я называю, состояния "пятиминутной готовности", то есть подойти к тому уровню обогащения урана, который в принципе мог бы позволить создать ядерную бомбу, но не более того, и тут остановиться", - сказал Мирский.
По словам эксперта, политика иранского руководства сегодня заключается не в том, чтобы создать бомбу или тем более уничтожить Израиль, а в том, чтобы "именно дойти до такого уровня, который позволил бы считать, что при необходимости ради обеспечения своей безопасности Иран уже имеет все необходимое для того, чтобы такую бомбу произвести".
"А если вы живете в Израиле, и вы знаете, что рядом с вами находится большое государство, которое, вполне возможно, идет к созданию бомбы; государство, руководители которого не раз и не два говорили о том, что Израиль будет стерт с карты мира. Вот можете вы жить спокойно в таком состоянии? Я думаю, что нет. С этой точки зрения если посмотреть, то, я думаю, надо понимать, что в центре всего международного кризиса, развернувшегося вокруг иранской ядерной программы, лежит именно вопрос о возможном ударе Израиля (по Ирану). Вот это главное", - сказал эксперт.
При этом Мирский добавил, что ничего страшного не будет, если Иран станет ядерной державой, однако это может спровоцировать гонку вооружений на Ближнем Востоке и привести к дисбалансу сил, а это окажется "смертельно для одной единственной страны - для Израиля".
"Для Израиля это проблема экзистенциальная - проблема жизни и смерти. Хотя я почти уверен в том, что такого удара не будет, но убедить в этом израильское население невозможно, и люди, чем дальше Иран будет продвигаться по пути обогащения своего урана - сейчас 20%, потом подойдет ближе к 90%, с которого можно уже делать бомбу, - тем больше в Израиле будет такое настроение. Под давлением такого населения израильское правительство, я думаю, вполне способно пойти на шаг, который оно само считает, в общем-то, опасным и бесполезным", - сказал эксперт.
В западных и израильских СМИ неоднократно появлялась информация о том, что Израиль по секретным каналам просил США помочь нанести авиаудары по ядерным объектам Ирана. Однако администрация США, изучив предложение Тель-Авива, признала, что атака Израиля по ядерным объектам Ирана не будет эффективной с военной точки зрения, но при этом неизбежно втянет Америку в военный конфликт с Тегераном.
Переговоры мирового сообщества с Ираном ведутся в рамках "шестерки" (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция, ФРГ) с 2003 года. "Шестерка" совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. Переговоры были прерваны в 2009 году, после того как в ноябре Совет управляющих МАГАТЭ большинством голосов принял резолюцию, осудившую Иран за строительство второго завода по обогащению урана, недалеко от иранского города Кум, и призвал Тегеран подтвердить, что "не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены агентству".
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана обострилась после того, как 11 февраля 2010 года президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана.
Совет безопасности ООН 9 июня принял очередную, четвертую по счету, резолюцию, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Ирана. Кроме этого, США и ЕС в одностороннем порядке ввели в отношении Исламской Республики дополнительные ограничительные меры. Американские санкции в основном затрагивают нефтегазовый сектор Ирана, а также иранские компании, подозреваемые американскими властями в причастности к разработке ракетных программ. РФ и КНР осудили эти действия своих западных партнеров по переговорам.
В начале сентября к односторонним ограничительным мерам США и ЕС присоединились Япония и Южная Корея, санкции которых также предполагают замораживание активов физических и юридических лиц. Сеул и Токио также ограничили проведения валютных операций организациями и физическими лицами, имеющими отношение к ядерной программе Ирана.