Рейтинг@Mail.ru
Cатира на ХХ век: карикатуры Бориса Ефимова - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Cатира на ХХ век: карикатуры Бориса Ефимова

© РИА НовостиХудожник-график Борис Ефимов
Художник-график Борис Ефимов
Читать ria.ru в
Дзен
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Бориса Ефимова. Карикатуры Ефимова смешны и поныне, начиная с самой первой – на Михаила Родзянко, председателя III и IV Государственной Думы, и заканчивая последними – на современных политиков.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Есть фотография 1969 года – трое приятелей в очках: высокий датчанин Херлуф Бидструп, пониже – француз Жан Эффель и совсем уж невысокий Борис Ефимов. Это три кита искусства, которое Эффель назвал «ненавистью с улыбкой», мэтры политической карикатуры 20 века. А в случае с Борисом Ефимовым – и 21 века.

Он родился 28 сентября 1900 года, а умер на 109-м году жизни. Со дня рождения Ефимова исполняется 110 лет.

«Интернационал» карикатуристов – а сюда нужно причислить и русских Кукрыниксов (Куприянова, Крылова и Соколова) – политически мыслил примерно в одном и том же русле: бичевал диктаторов и агрессоров, буржуев и ренегатов, откликался на войны и политические конфликты. Разумеется, искусство карикатуры по определению конъюнктурно, иллюстративно и всегда зависит от злобы дня. Но карикатура карикатуре – рознь, как и памфлет – памфлету. И менять убеждения так же легко, как модница – наряды, и изъявлять готовность стрелять по любым указанным «сверху» мишеням, – мягко говоря, несолидно.

С Ефимовым – действительно талантливым рисовальщиком, художником с чувством юмора – это случалось. Один красноречивый пример. Когда в 1924 году издательство газеты «Известия» решило сделать полный альбом карикатур Ефимова (он рисовал для этой газеты, а также для «Правды», «Огонька» и других изданий с 1922 года), предисловие к собранию работ молодого художника написал не кто иной, как Лев Троцкий. Он тогда был «на коне» и своим вступительным словом сделал отличную рекламу перспективному карикатуристу. Спустя несколько лет, когда идеолог перманентной революции оказался в опале, Борис Ефимов столь же жестко, как прежде «контрреволюционеров» и прочих врагов, преследовал своими карикатурами и бывшего покровителя.

Как потом объяснил художник, «ждать какую-то мировую революцию – это вообще никого не прельщало, больше привлекала программа Сталина – колхозы, индустриализация страны»…

Кстати, у Ефимова были и шаржи на Сталина. Речь не о тех шаржах, появление которых стало возможно после XX съезда КПСС в 1956 г и развенчания культа Генералиссимуса. Речь о 1920-х годах, когда политические дискуссии в стране еще велись. При «Правде» выходил журнал «Прожектор», который печатал дружеские шаржи на Луначарского, Рыкова и Калинина. В редакции появилась идея так же подшутить и над Сталиным, который в те поры еще не вызывал священного трепета. «Я сделал ему лоб пониже, усы погуще, сапоги потяжелее», – вспоминает Ефимов. Редактор журнала, младшая сестра Ленина Мария Ильнична Ульянова (другим редактором был Николай Бухарин), заметила: «У Сталина тут какая-то лисья рожа». Для публикации этого небезопасного рисунка было решено получить визу у Ивана Товстухи – тогдашнего помощника «вождя народов». Этот неулыбчивый человек наложил на шарж вето. С тех пор на рисунках Ефимова появлялся только красивый и статный Сталин.

Известна история Ефимова и его родного старшего брата, Михаила Кольцова (настоящая фамилия братьев – Фридлянд) – это целый роман. Роман о двух противоположностях. Кольцов, один из ярких журналистов революционной эпохи, с 1923 г руководивший «Огоньком», был в 1938 году репрессирован. Сталинский эмиссар в Испании, он знал слишком много о действиях там сталинской агентуры. И проводил рискованные журналистские расследования. Между тем, зная характер Сталина (Луи Арагон цитировал слова Кольцова: «Запомните, что Сталин всегда прав»), журналист наверняка догадывался о последствиях таких поисков истины. Но это не останавливало его. 12 декабря 1938 года Кольцов сделал доклад перед писателями о сталинском труде «Краткий курс истории ВКП(б)». Но этот маневр не предотвратил его ареста на следующий день.

Борису Ефимову, в отличие от его брата, «авантюризм» был чужд. Он строго следовал инструкциям власти. И в 1930-х годах у него вышло 8 сборников и альбомов рисунков. В 1931 году – сразу три, в 1938 – два. Ночью Ефимов, как и многие его современники, не мог спать и за полночь прислушивался, «не идут ли за ним». А днем – трудился так, чтобы не вызывать у вождя никаких вопросов.

Сталин «помнил о том, что я – родной брат… расстрелянного Михаила Кольцова, и малейшее неудовольствие Хозяина, малейшая неудача в исполнении его задания могли привести к большой беде для меня и моей семьи», писал в своей книге «О временах и людях» Ефимов.

Так что, когда Сталин в 1947 г внес поправки в карикатуру художника на президента США Дуайта Эйзенхауэра, Ефимов испросил у Жданова разрешение оставить этот рисунок себе. На память – как работу с автографом вождя.

Самые известные карикатуры Бориса Ефимова – антифашистские. Гитлер, Гиммлер, Геббельс и многие другие персонажи Третьего рейха нарисованы уморительно смешно и уничижительно. Однако «моделью» для ефимовских шаржей и карикатур – а это десятки тысяч только опубликованных работ – стал весь 20-й век, со всеми его лидерами. По сути, художник создал свой собственный исторический музей – в сатирических иллюстрациях. И сам оказался одним из его экспонатов.

Таких людей интересно изучать – на расстоянии, не заводя с ними дружбы. И при этом помнить о том, что отношения художника (в широком смысле) и власти могут складываться и иначе. Как, к примеру, у Мандельштама.

У Бориса Ефимова, имевшего россыпи наград от всех рулевых страны, есть одна карикатура – на тему русских правителей. Начиная с Николая Второго и заканчивая Ельциным. На рисунке всех «царей» он выстроил в одну очередь к флагу страны. Из них ему не доводилось «воспевать» в свое время только последнего русского императора. Остальные персонажи, прежде изображавшиеся героями – настоящими протагонистами мифов, в этом сатирическом элизиуме Ефимова выглядели антигероями. Как некогда говорили французы, провожая в последний путь одного правителя и тут же приветствуя другого: «Король умер. Да здравствует король!».

Карикатуры Ефимова смешны и поныне, начиная с самой первой – на Михаила Родзянко, председателя III и IV Государственной Думы, и заканчивая последними – на современных политиков.

Характеризуя нынешние времена, художник не раз говорил, что люди стали бояться сильных чувств – любви и ненависти. «Теперь никто не знает, где правда», – замечал карикатурист.

С правдой все было непросто и в прежние времена. И всегда находились люди, которые трактовали ее весьма гибко. Впрочем, не все они были столь талантливы, как Борис Ефимов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала