Итак, в берлогу прошлого "Огорода" "Три медведя" третий медведь как-то не уместился. Так что продолжаю и заканчиваю, сделав для не читавших "Огород" прошлый замечание, что мои "медведи" - это отечественные навигационные программы, что их, вообще говоря, больше трех, но о некоторых я ничего от народа не слышал (пока?), а некоторым - вроде, например, "Автоспутника" - категорически в праве на медвежесть отказываю. По мертворожденности, нативной глючности и нелепости (читай, например, "Путешествие из Петербурга в Москву" и/или "Дьявол - в деталях").
Третьего же медведя звать "ПРОГОРОД". На минувшем автосалоне мне советовали его попробовать многие из навигационной тусовки, обещая, что понравится, поскольку близок к моему любимому iGO. Ну, близок не близок, - сказать трудно: iGO в свое время задал некую планку эргономики (если этот термин можно применить к программному интерфейсу), и всё, что к ней приближается, можно считать близким к iGO. Но приближается комплексно. Например, у обруганного в прошлом "Огороде" "СитиГИДа" тоже, похоже, на Красной площади нарисован в деталях Покровский собор (храм Василия блаженного), - зато всё еле шевелится, а поперек проездов обнаруживаются несуществующие здания, так что я "СитиГИДу" в близости к iGO отказываю со спокойной совестью…
В общем, никаких специфических черт сходства я у "ПРОГОРОДа" с iGO с первого взгляда не обнаружил; зато обнаружил "сходство по удобству": всё очень внятно, порой даже - излишне внятно: перед трудными развязками и поворотами (к которым, впрочем, и простая трасса ведет достаточно уверенно) вдруг возникает добавочный экран (знаете, как снимали раньше широкоформатное кино про автогонки), на котором поворот и развязка предстают едва ли не в реалистическом виде, - и уж тут ничего промахнуть попросту невозможно. Что-то подобное, говорят, есть и у "СитиГИДа", но я как-то не натолкнулся, а если б и натолкнулся, - скорее всего, мне это не помогло бы в силу замедленности реакции ("СитиГИДа") и неповоротливости. Повторю: радость не в отдельных фичах, а в том, чтобы все они работали точно и согласовано!
Ну, то есть "ПРОГОРОД" - по первым впечатлениям (надо бы поездить с ним месяц-другой, да жаль, что пока не портирован на Android) - вполне удобная, качественная и современная программа, к тому же (тоже уже не новинка), знающая все московские "корпуса", "строения" и "владения".
Но этого, вообще говоря, недостаточно, чтобы лечь на сердце. Ко мне же - легла. По странной психологической особенности.
Два-три года назад, вгрызаясь в "Навител Навигатор", я объяснял его программистам, что много - бывает нехорошо! Они, одни из первых, изрисовали карту контурами домов, расставили на них номера и "корпуса", включили картинки едва ли не всех точек интереса и даже - вообразите - светофоры. Отчего карта стала так пестра, что собственно трассу на ней разглядеть было просто невозможно. Я оценил в принципе их "работу с подробностями", но заметил, что при езде подробности, в большинстве своем, нисколько не помогают, но мешают значительно. И если наличие на карте точек интереса еще как-то оправдать можно, тем более что их "слои" можно легко отключать, - знание при проезде по какому-нибудь проспекту, номера каких домов ты минуешь, признать полезным было нельзя ни с какой точки зрения. Я тут же предложил им не бог весть как глубокую, но, на мой вкус, вполне достаточную идею: показывать контуры и номера домов либо в непосредственной близости от места назначения, либо - при сознательных остановках. Тогда "много информации" из мусора превращается в козырь и удобство.
Меня снисходительно выслушали, сказали, что подумают над идеей, да, наверное, про нее и забыли или сочли пустой: год прошел, другой, третий, версия "Навигатора" сменялась следующей, контуры домов обрели символическую трехмерность, - а воз стоял (и стоит) ровно на том же месте.
И вот: запускаю "ПРОГОРОД", еду с ним по Ленинскому - и обнаруживаю практически идеальную реализацию давней моей идеи: на "пролете" - справа и слева проносятся (за окнами и на экране) серые, туманные массивы зданий (впрочем, трехмерных и, кажется, соответствующих не только в плане, но и по высоте) нисколько не отвлекая от дороги; при подъезде же к месту назначения - обретают вдруг и номера, и корпуса, и всё что угодно еще. Ну, как это бывает и в натуре: когда куда-то едешь, обращаешь внимание на проносящуюся мимо реальность сквозь некий фильтр необязательности, по мере же приближения к пункту назначения вглядываешься в окружение внимательнее. Полное торжество разума. Программистов! И, чувствуя некую метафизическую причастность к решению проблемы, - в "ПРОГОРОД" влюбляюсь.
Кстати сказать, дома детализуются и в случаях некоторых промежуточных остановок, - алгоритма детализации я до конца не понял, но почувствовал, что такая временная детализация ехать, по крайней мере, не мешает ничуть. Кажется, детализация у них связана с масштабированием, а масштабирование - с приближением к маневру и со скоростью, - в общем, по сумме получается как-то весьма удачно.
Вспоминаю полуторалетней давности поездку в Амстердам, который, на картах iGO, детализирован никак не хуже, чем Москва на картах "ПРОГОРОДа" - даже и лучше: с этажами, с окошечками, с цветом зданий, - и не могу не отметить, что решение - в этом отношении - "ПРОГОРОДа" куда лучше, чем решение iGO. При пеших прогулках по центру разноцветная детализация бывает очень даже кстати, но при быстрых пролетах на машине или на катере - и размывает внимание, и - даже при столь идеально оптимизированной программной части - карта перестает поспевать за движением, проворачивается с задержками и скрежетом…
Ну вот, в сущности, третий медведь, - во всяком случае, первое от него впечатление, которое буду стремиться углубить.
А теперь - нечто, этих трех медведей объединяющее и, если и имеющее аналоги в заграничной жизни, - то совсем другого, у нас и в зачатке не существующего устройства.
Пробки.
И "Навител Навигатор", и "СитиГИД", и "ПРОГОРОД" имеют механизм оповещения о пробках и алгоритм их объезда. "Навител" и "СитиГИД" - реальный, "ПРОГОРОД" пока - в будущем времени: кнопочка "учета пробок при планировании маршрута" уже имеется, но пока серенькая: ждет запуска сервиса. Понятное дело, что для пробочного сервиса необходима обратная связь, потому им могут воспользоваться либо владельцы коммуникаторов, либо - навигаторов со встроенным GPRS и вставленной SIM-карточкой (описанный в прошлом "Огороде" Si-512 Pro именно таков).
Прежде "Навител Навигатор" (равно как и невыносимый в эксплуатации, глючный с головы до ног "Автоспутник") использовал для пробочного сервиса недорогую, но все же платную службу "Смилинк", чьи сведенья опирались на сильно недостаточное множество городских и ГАИшных точек сбора информации о трафике ("Огород" "Смилинк: попытка реабилитации"). По моим наблюдениям, эта информация помогала… весьма изредка: и обновлялась недостаточно часто, и мало было "измерительных точек". Но иной раз - все-таки помогала, и даже очень, так что я этих, кажется, семи долларов в месяц целый год не жалел.
Потом "Смилинк" перекупили "Яндекс.Пробки" и стали выставлять производителям навигационных программ и сервисов такие условия использования информации, что, сколько мне известно, на них согласился один "Автоспутник". Что уже самим фактом сделало невозможным подключение к "Яндекс.Пробкам" главного конкурента "Автоспутника" - "Навител Навигатора".
И поневоле стали запускать службы собственные.
Первым тут был, сколько мне известно, как раз "СитиГИД": еще до продажи "Смилинка" в 2006 году. Эта новая концепция даже была вынесена в адрес главной страницы их сайта: www.probki.net. Суть концепции была в том, чтобы навигатор следил за движением автомобиля, на который установлен, и если тот вдруг останавливался на неожиданном месте или стоял где-то дольше, чем логично, - владельца просили ответить на вопрос: "Пробка или нет"? Если он отвечал (то есть соглашался заплатить деньги за трафик) и отвечал положительно, - по мере скопления таких положительных ответов в одном месте на карты всех участников движения (или, не знаю, - тех, кто был оттуда поблизости) передавалась информация о пробке. Всё это, конечно, и концептуально, и остроумно, и "демократия в действии", однако, по моему разумению и практическим наблюдениям, работать может при некоторых непременных условиях. А именно: что, во-первых, на подавляющем большинстве составляющих трафик автомобилей должны стоять навигаторы, причем непременно - с обратной связью и главное - с "СитиГИДом". И что, во-вторых, водители не пропустят и не поленятся нажать на вопрос про пробки. Судя по результатам, условия мало что не выполняются, - невыполнимы. Даже если сто процентов водителей навигаторами обзаведутся, и даже все сто - с этой самой обратной связью, - как, каким образом заставить их пользоваться именно "СитиГИДом"? Многим (по секрету - большинству) может нравиться другая навигационная программа, у многих - программа вшита в навигатор, а тот - даже и в торпеду…
После невольного развода со "Смилинком", к тому же методу определения пробок обратился и "Навител". По их сведеньям, да и по моим наблюдениям, их пробочная информация оперативнее и точнее, чем у "СитиГИДа", что, скорее всего, отражает заметно большую популярность "Навител Навигатора" в народе. Ну и, возможно, чуть более умный алгоритм обработки поступающих на сервер сведений.
Про третий метод определения состояния городского трафика я писал едва ли не три года назад ("Огород" "Неуловимый ковбой Джо"), как о "новости в будущем времени", и приведу кусок текста прямо оттуда, чтобы себя же не пересказывать:
"Единственно разумным инструментом обнаружения пробок на сегодня мне кажется сотрудничество с мобильными операторами, которые могут - при желании - легко отслеживать большие или меньшие скопления мобильников, которые нынче есть даже у бомжей, и, анализируя данные, понимать про пробки практически всё. Одна канадская компания, успешно внедрившая эту систему у себя на родине, попыталась сунуться с нею и в Москву, но натолкнулась на непреодолимое сопротивление чиновников и силовых структур. Значит, мы это заслужили!"
Так вот ("новость в будущем времени"), похоже, "ПРОГОРОД" сумел преодолеть это самое "неодолимое сопротивление" и сейчас прикручивает к своей навигационной системе именно такое противопробочное средство. Говорят, ждать осталось недолго. Непременно испробуем.
Ну а теперь, вдоволь пообсуждав способы сбора и доставки водителям информации о трафике, позволю себе несколько принципиальных соображений на этот предмет.
1. Информация о трафике может быть полезной в случаях, когда ее достоверность приближается хотя бы к 90 процентам. У нас - по моим наблюдениям - вряд ли превышает 60.
2. Даже вполне достоверная информация о пробках может быть полезной только в случаях, когда город представляет альтернативы маршруту: у нас их чаще всего просто нет.
3. Когда город время от времени (и чем дальше, тем чаще) превращается в одну большую пробку, - информация об этом сможет оказаться полезной только в случае, когда вы узнали о ней до выезда с места нахождения и приняли решение - не выезжать. Наслаждаться же сплошь покрасневшей картой (чем мне частенько приходилось заниматься), уже стоя в пробке и не имея возможности никуда из нее сунуться, - это развлечение исключительно для мазохистов.