МОСКВА, 24 сен - РИА Новости. Министерство культуры РФ не разрешило вывезти из России во Францию четыре работы Авдея Тер-Оганьяна, первоначально включенные в состав выставки "Контрапункт: современное русское искусство", которая должна открыться в Лувре 14 октября, сообщила РИА Новости в пятницу Ирина Горлова, куратор ГЦСИ, одного из организаторов выставки.
"Эти работы из серии "Радикальный абстракционизм" не получили разрешение от Росохранкультуры на вывоз, поэтому остались в Москве", - пояснила она.
По словам собеседницы агентства, соответствующего заключения не дается, однако, "понятно, почему это произошло: работы содержат призыв к насильственному изменению конституционного строя РФ, а также призыв, направленный на разжигание межрелигиозной ненависти и вражды".
"Там были конкретное имя и конкретный призыв, которые были восприняты не как художественное произведение, а как некая пропаганда", - рассказала Горлова.
По ее сведениям, картины являются собственностью либо галереи Марата Гельмана, либо Пермского музея современного искусства, который он возглавляет.
Выставка "Контрапункт: современное русское искусство" организуется по случаю года России во Франции в продолжение показанной в Лувре весной выставки "Святая Русь", и финансируется из госбюджета.
"Выставка еще не открыта, не начался даже ее монтаж, и если это скандал будет и дальше разворачиваться, то ее могут закрыть, так и не открыв, и вся эта история идет только во вред французскому куратору и его выставке", - заключила собеседница агентства.
Впрочем, Горлова не исключает, что французский куратор может взять какие-то другие работы из этой серии.
В состав экспозиции "Контрапункт: современное российское искусство" входят также произведения Юрия Альберта, Александра Бродского, Эрика Булатова, Ольги Чернышевой, Эмилии и Ильи Кабаковых, Алексея Каллимы, Валерия Кошлякова, Юрия Лейдермана, Дианы Мачулиной, Андрея Монастырского, Павла Пепперштейна, Вадима Захарова, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Комара и Меламида, групп "Синие носы" и AES+F, а также Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.
Министерство культуры не впервые отказывает отечественным произведениям современного искусства в выезде на зарубежные выставки. Так, в 2007 году не были допущены к показу 17 картин, включенных во французский вариант экспозиции "Соц-арт: политическое искусство России". Особо возмутили тогдашнего министра культуры Александра Соколова "целующиеся милиционеры" группы "Синие носы", Владик Мамышев-Монро в образе Гитлера и работа Андрея Будаева, изображающая обнаженных украинских политиков - Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко. Впервые этот проект был показан в Третьяковской галерее в ЦДХ на 2-й Московской биеннале современного искусства.
Авдей Тер-Оганьян (р. 1961 г.) приобрел скандальную славу после свой акции "Юный безбожник" на "Арт-Манеже" в 1998 году. Тогда, протестуя против коммерциализации духовных ценностей в новой России, он рубил топором картонные копии икон. После акции против Тер-Оганьяна было возбужденно уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды. Художник, не дожидаясь суда, эмигрировал в Прагу (Чехия), где и проживает до сих пор, оставаясь под следствием в России.
Кроме рубки икон Тер-Оганьян известен и другими проектами, среди которых сетевая "Школа современного искусства" или "Школа авангардизма", акцией "Футуристы выходят на Кузнецкий мост" (1992), кураторскими проектами в одной из самых знаковых галерей 90-х в Трехпрудном переулке.