Подготовленный по инициативе главы государства в рамках реформы МВД законопроект о полиции - так будет называться милиция - вызвал широкий общественный резонанс, всего за месяц получив более 30 тысяч откликов от россиян. О том, почему так необходимо всенародное обсуждение закона и почему не всегда нужно прислушиваться к мнению экспертов в интервью РИА Новости рассказал член Совета Федерации, экс-замглавы МВД РФ Александр Чекалин. Беседовали Валерий Ярмоленко и Мария Глебова.
- Александр Алексеевич, обсуждение законопроекта о полиции вызвало широкий общественный резонанс. С чем на Ваш взгляд была связана необходимость его всенародного обсуждения?
- Одной из проблем во взаимоотношениях милиции и общества последних лет стал кризис взаимного доверия. Мне кажется, что руководство страны правильно определило эту проблемную зону и способствует перезагрузке этих отношений в пользу защиты интересов простого человека и повышения авторитета правоохранителей. И уже сегодня видны результаты, сотрудники милиции стали внимательнее к населению. Еще до принятия закона о полиции, оценка граждан работы правоохранительных органов постепенно становится другой, на фоне критики есть сочувствие и поддержка. Считаю хорошим и очень полезным решение президента РФ о всенародном обсуждении законопроекта. Более 1, 5 миллионов посетителей сайта, где обсуждался законопроект и количество комментариев - эти цифры говорят сами за себя.
- В ходе обсуждения звучат и радикальные предложения, например, о необходимости выбирать участковых, вывести из подчинения МВД криминалистов. И эти предложения звучат от весьма известных экспертов. С чем Вы это связываете?
- Давайте подумаем над тем, к чему реализация некоторых из этих предложений приведет на практике и каковы будут последствия. Например, выборы участковых. В нынешних условиях в выигрыше, к сожалению, могут оказаться ставленники так называемого местечкового криминала, которые могут выиграть, если должность участкового получит нужный им человек. Или же участковым может прийти работать тот, кто ничего не делал, который, например, в поселке никого не обидел, не привлек к ответственности за правонарушения родственников, знакомых. Так чего мы добьемся? К участковым сегодня у населения меньше всего претензий. Сейчас есть другие реальные проблемы – социальный статус участковых, их материальное положение, техническая оснащенность, наличие прав по осуществлению своих полномочий в условиях удаленности от отделений внутренних дел. Вот это нужно обсуждать.
- А что касается упразднения департамента экономической безопасности?
- Ежегодно департаментом выявляются тысячи коррупционеров, которые проникли во многие органы власти и управления, иногда манипулируя и СМИ. Сейчас, в рамках обсуждения законопроекта о полиции криминал и связанные с ним силы заинтересованы максимально ослабить предстоящую полицию, выхватывая и запуская в СМИ примеры преступлений, совершенных сотрудниками милиции, подменяя правоохранительную роль полиции «страшилками» и самыми худшими предположениями и домыслами. Например, Чикатило был учителем, и что же, мы теперь всю систему образования будем называть преступной? В Твери по обвинению в коррупции была осуждена группа депутатов городской Думы. Это не означает, что и другие такие же.
- Общество действительно очень бурно реагирует на преступления, которые совершают милиционеры.
– Поэтому не случайно степень уголовной ответственности сотрудников милиции за преступления теперь выше, чем у других. В этом году более тысячи абитуриентов, годных физически не были допущены к поступлению в ведомственные вузы МВД РФ, поскольку не прошли психологическое тестирование. Закон «О полиции» резко ужесточает дисциплинарные требования к личному составу. Общество справедливо требует укрепления дисциплины в милицейских рядах, но дисциплинированной полиции будет грош цена, если она будет при этом беспомощной, непрофессиональной и чрезмерно ограниченной в действиях. Для России ключевой вопрос состоит сегодня именно в том, смогут ли полицейские реально защищать граждан от криминала. Во всем мире полиция – это организация по принуждению к исполнению национального законодательства.
- Как вы относитесь к заявлениям ограничить права полиции по проникновению в жилище?
- Сегодня мы видим отчетливое желание некоторых, в том числе медийно узнаваемых людей, связать полицию по рукам и ногам. Норма о проникновении в жилище, которая общепринята во всем мире и нацелена исключительно на спасение человеческих жизней и задержание опасного преступника, безусловно, самая чувствительная, поэтому президент РФ на совещании по закону о полиции, которое прошло 23 сентября, поручил более детально дополнительно ее проработать. В реальной жизни сотрудникам органов внутренних дел ежедневно приходится задерживать преступников, которые забаррикадировались или укрылись в жилище. А нам предлагают, чтобы вместо принятия немедленных мер по спасению людей полицейский направлял запросы и вел многодневную переписку с различными прокурорскими и судебными инстанциями для получения согласия на проникновение в жилище. Это разве не абсурд? Информирование прокурора обязательно, но после принятия неотложных мер по обезвреживанию преступника, иначе мы получим уже обреченных жертв преступлений, беспомощных полицейских и защищенных уголовников. Обратите внимание на последнее опасное преступление– захват детского сада в Москве. Нам же «эксперты» предлагают узаконить преимущество во времени и действиях преступника, а не полицейского. Самое возмутительное в том, что они это прекрасно понимают, а всё равно на публичных площадках пытаются обмануть общество. Так давайте задумаемся, кем и в чьих интересах это делается?
- Вы сказали, что криминалитет пытается ослабить будущую полицию. Есть ли возможность как-то этому противостоять?
– Способ противостояния удачно нашел глава государства – это прямой диалог МВД и общества. Авторы законопроекта «О полиции» и население страны обмениваются своими мнениями напрямую. Через сайт авторы закона получали мнения людей, обобщали замечания, если необходимо, то разъясняли, комментировали и осуществляли обратную связь с гражданами. Поэтому я вижу в состоявшемся обсуждении не только новый положительный пример конструктивного взаимодействия власти и общества, но и огромный содержательный результат работы по принятию безошибочного законодательства.