МОСКВА, 23 сен - РИА Новости. Россия и Украина могут обеспечить функционирование механизма проектов совместного осуществления после 2012 года через двустороннее соглашение с Европейским союзом, где успешно работает система торговли выбросами EU ETS, считает председатель Joint Implementation Action Group (Группа продвижения проектов совместного осуществления) Леннард де Клерк.
Один из основных механизмов Киотского протокола - торговля квотами на выбросы парниковых газов. Участник системы торгов, сократив свой "выхлоп", может продать "излишки" другому участнику, заинтересованному в их приобретении для выполнения принятых обязательств. Квоты на выбросы в виде различных инструментов генерируются, в частности, в рамках других механизмов Киотского протокола и обращаются в рамках нескольких национальных и региональных торговых систем, самой развитой из которых является европейская EU ETS.
"(Нужно) начать обсуждение с ЕС двустороннего соглашения, чтобы продолжить принимать квоты от проектов JI (совместного осуществления) в рамках работы третьей фазы работы EU ETS в 2013-2020 годах", - сказал де Клерк, выступая в четверг на конференции "Углеродные рынки России и Украины" в Москве.
Такие возможности продолжения функционирования рыночных механизмов на региональном уровне предусматривал, в том числе, так называемый "план Б", подготовленный летом 2010 года секретариатом UNFCCC (Рамочная конвенция ООН об изменении климата). В этом документе рассматривались возможности закрытия "разрыва" между двумя периодами действия обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, который может означать провал работы существующих механизмов.
По мнению де Клерка, этот вариант закрытия возможного "пробела" в функционировании механизма проектов совместного осуществления не зависит от успеха международных переговоров по "преемнику" Киотского протокола, первый период действия которого заканчивается в 2012 году, поскольку в нем можно предусмотреть все необходимые детали процесса.
Для реализации этой схемы, пояснил де Клерк, необходимо, чтобы Россия и Украина продолжали реализацию проектов совместного осуществления в 2013-2014 году, а квоты стран, единицы установленного количества (AAU) в рамках первого периода действия Киотского протокола могли быть каким-то образом перенесены на следующие годы. Для этого есть все условия, поскольку национальные реестры выбросов продолжат работу как минимум до 2015 года, до подведения секретариатом UNFCCC итогов первого периода действия Киотского соглашения.
"Рынок воспринимает JI как механизм, действие которого заканчивается в 2012 году (...) Я считаю, что это представление неверно", - подчеркнул де Клерк.