НОВОСИБИРСК, 23 сен - РИА Новости, Дмитрий Михалев. Только порядка 100 российских университетов проявляют себя как полноценные высшие учебные заведения, остальные в долгосрочной перспективе будут вынуждены пересмотреть свою работу и, возможно, стать филиалами ведущих вузов или колледжами, сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на совещании министров образования стран ШОС в четверг в Новосибирске, которое проходит в рамках международного форума "Интерра".
"Сегодня реальная активность, реально проявляют себя действительно как полноценные университеты, в которых идет и образование и наука, примерно 100 университетов страны. По числу их гораздо больше. Но по экспертным оценкам, в которых мы отталкиваемся от реальных событий и проектов, мы, наверное, имеем примерно такую группу", - сказал Фурсенко.
Он сказал, что такая группа вузов-лидеров определилась по результатам различных конкурсов по организации инновационной инфраструктуры, конкурсах, основанных на поддержке взаимодействия образования и науки разных стран.
"Мы очень серьезно начали работать по реструктуризации сети высших школ. Во-первых, дан особый статус нашим наиболее известным университетам - это Московскому и Петербургскому университетам, создано семь федеральных университетов. Наконец, проведен конкурс, в рамках которого отобрано 29 национальных исследовательских университетов", - напомнил министр.
По его словам, по итогам этих конкурсов были отобраны несколько десятков ведущих вузов страны - группа лидеров, ориентируясь на которую, Минобрнауки планирует "существенным образом поменять всю систему высшего образования в России".
"Что касается остальных (вузов), то они уступают, и по нашим планам, должны либо существенным образом изменить свою работу, либо они должны быть реорганизованы, где-то присоединены к ведущим университетам, а где-то изменить свой статус, понизить его и стать либо колледжами, которые реализуют только первую часть высшего образования - готовят бакалавров, либо стать филиалами ведущих университетов. Это долгосрочные планы", - сказал Фурсенко.
Обращаясь к министрам образования стран ШОС, он отметил важность проведения в этом направлении согласованной политики, в которой все страны-партнеры предъявляли бы примерно одинаковые требования к высшей школе.
Фурсенко также обратил внимание на проблему недостаточно эффективного средне-специального образования в России и "не очень хорошей" подготовки квалифицированных рабочих, технических специалистов, которые нужны экономике страны.
"Наиболее сильные ребята пытаются получить высшее образование даже тогда, когда это высшее образование затем в работе не востребовано. Думаю, этот вопрос должен быть отражен в наших обсуждениях, и, может быть, мы могли бы посвятить этому отдельную встречу в рамках стран ШОС", - сказал министр.