МОСКВА, 22 сен - РИА Новости. Президент России Дмитрий Медведев запретил въезд на территорию РФ и транзит через российскую территорию ряду иранцев, связанных с ядерной деятельностью Ирана, говорится в тексте опубликованного в среду на сайте Кремля указа.
В списке - ученые и чиновники. В частности, это Аббас Резаи Аштиани, занимающий руководящую должность в управлении Организации по атомной энергии Ирана по геологоразведке и добыче, доктор Мохаммад Эслами - руководитель учебного и научно-исследовательского института оборонной промышленности, бригадный генерал Мохаммад Реза Нагди - бывший замначальника Генштаба вооруженных сил Ирана по тыловому обеспечению и промышленным исследованиям.
Последний, по мнению СБ ООН, участвовал в усилиях, направленных на то, чтобы обойти санкции, введенные в отношении Ирана первыми двумя санкционными резолюциями Совета Безопасности (1737 от 23 декабря 2006 года и 1747 от 24 марта 2007 года).
Список лиц, упомянутых в указе президента России, соответствуют списку иранских граждан из третьей санкционной резолюции СБ ООН (1803 от 3 марта 2008 года). В отношении этих людей действуют меры, введенные против ряда граждан Ирана резолюцией 1737: их финансовые активы и экономические ресурсы на территории стран, поддержавших резолюцию, будут заморожены.
В список лиц, которым запрещен въезд и транзит через территорию России, вошли Мохаммад Федаи Ашиани (участвовал в производстве урана и управлении комплексом по обогащению урана в Натанзе), Амир Моайед Алаи (участвовал в управлении сборкой и конструированием центрифуг в Натанзе), Мортеза Бехзад (участвовал в изготовлении компонентов центрифуг), Сейед Хусейн Хоссейни (должностное лицо Организации по атомной энергии Ирана, участвовал в проекте по производству тяжелой воды для исследовательского реактора в Араке), Джавад Карими Сабет (глава компании "Новин Энерджи", указанной в резолюции 1747), Хамидреза Мохаджерани (участвовал в управлении производственным процессом на заводе по конверсии урана (UCF) в Исфахане), Хушанг Нобари (участвовал в управлении обогатительным комплексом в Натанзе), Аббас Рашиди (участвовал в работах по обогащению урана в Иатанзе), Гасем Солеймани (директор программы по добыче на урановом руднике "Саганд").
Переговоры мирового сообщества в рамках "шестерки" (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания, Германия) международных посредников по урегулированию иранской ядерной программы ведутся с 2003 года. "Шестерка" совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. Переговоры Ирана с "шестеркой" были прерваны в 2009 году, после того как в ноябре Совет управляющих МАГАТЭ большинством голосов принял резолюцию, осудившую Иран за строительство второго завода по обогащению урана, недалеко от иранского города Кум, и призвал Тегеран подтвердить, что "не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены Агентству".
Очередное обострение ситуация вокруг ядерной программы Ирана произошло после того, как 11 февраля 2010 года президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана.
Совет безопасности ООН 9 июня принял резолюцию, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Ирана. Это четвертая резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и прояснить ряд вопросов по иранской ядерной программе, в том числе по ее военной составляющей.
США и ЕС в одностороннем порядке ввели в отношении Исламской Республики дополнительные ограничительные меры. Американские санкции в основном затрагивают нефтегазовый сектор Ирана, а также иранские компании, подозреваемые американскими властями в причастности к разработке ракетных программ. РФ и КНР осудили эти действия своих западных партнеров по переговорам.
В начале сентября к односторонним ограничительным мерам США и ЕС присоединились Япония и Южная Корея, санкции которых также предполагают замораживание активов физических и юридических лиц. Сеул и Токио также ограничили проведения валютных операций организациями и физическими лицами, имеющими отношение к ядерной программе Ирана.