Москва, 21 сен – РИА Новости, Алина Гайнуллина. Чтобы избежать приближающейся потери лидерства на рынке, компании Nokia нужны новые продукты-хиты и прорыв в сфере ПО для своих смартфонов. Участники рынка мобильной связи и эксперты, опрошенные РИА Новости, считают, что вывести компанию Nokia из охватившего компанию кризиса могут только решительные действия и новые яркие технологические решения.
Задержка выпуска N8 – это очередной удар по запятнанной репутации
Слабая конкурентоспособность в сегменте смартфонов, где лидерство удерживают Apple и производители аппаратов на базе операционной системы Google Android, привела Nokia в этом году не только к ухудшению финансовых показателей (во втором квартале текущего финансового года прибыль сократилась на 40%), но и к смене руководства. Во вторник бразды правления компанией принял канадец Стефен Илоп, сменивший прежнего гендиректора Олли-Пекка Калласвуо, проработавшего в компании тридцать лет, из которых четыре он возглавлял ее. Илоп – первый директор не-финн в Nokia за последние сорок лет. Кроме того, через шесть месяцев должен покинуть свой пост и глава отдела разработки мобильных устройств Ансси Ваньйоки, отвечающий за сектор смартфонов.
В день вступления в должность Илопа, Nokia заявила, что начало продаж смартфона N8 в очередной раз откладывается. В заявлении компании говорится, что хотя производство моделей идет по графику, сроки доставки по предварительным заказам сдвигаются на несколько недель, и смартфоны доберутся до покупателей только в октябре (в России - в конце октября - начале ноября).
«Обычно выпуск отдельных моделей не может серьезно повлиять на развитие Nokia. Однако задержка выпуска N8 – это очередной удар по запятнанной репутации Nokia и потенциальная угроза финансовым целям компании в третьем квартале», - приводит Reuters цитату из аналитической записки FIM Bank. А глава датского консультационного агентства в сфере телекоммуникаций Strand Consult Джон Стрэнд назвал ситуацию с N8 «постыдной».
Компания вполне могла бы выпускать смартфоны на Android
Опрошенные корреспондентом РИА Новости представители торговых сетей, операторов мобильной связи и эксперты-аналитики прокомментировали сложившуюся в Nokia ситуацию и высказались относительно возможных вариантов развития компании.
Президент «Евросети» Александр Малис считает, что основные проблемы Nokia связаны с очень сложной системой принятия решений на уровне штаб-квартиры. «Например, на один из вопросов, который мы поставили на встрече в Хельсинки в марте этого года, ответ не получен до сих пор. При этом Nokia каждые несколько недель говорит, что ответ скоро поступит», - рассказал Малис.
Представитель одного из российских мобильных операторов «большой тройки» отметил удобство программного обеспечения, высокое качество и разнообразие дизайна моделей Nokia. При выборе направления развития компании оператор посоветовал учитывать потребности пользователей аппаратов Nokia и растущий спрос на контент. «Мы бы рекомендовали делать больший акцент на разработку и продвижение услуг магазина приложений Ovi», - сказал он.
Эксперты-аналитики считают, что Nokia сдает свои позиции на мировом рынке за счет высокой активности конкурентов, прежде всего – Apple и Samsung. По их мнению, компании не хватает новых моделей-флагманов, и ей стоит, прежде всего, обратить внимание на технологические разработки.
«У Nokia большой модельный ряд, а вот «хитовых» телефонов нет. Компания должна перенимать что-то из находок конкурентов и искать собственные «изюминки», - считает аналитик IKS-consulting Максим Савватин. Эксперт отметил необходимость доработки операционной системы Symbian, так как она используется на аппаратах проблемного для Nokia рыночного сегмента. «Компания вполне могла бы выпускать смартфоны на Android – возможно, Nokia к этому и придет», - добавил он.
Эту позицию разделяет и эксперт Mobile Research Group Сергей Потресов. «Я думаю, что Nokia сейчас прежде всего нужны модели, которые бы цепляли рынок, абсолютные хиты, флагманы индустрии», - отмечает Потресов. «В Nokia по-прежнему уверены, что их бренд заслоняет все технические проблемы в аппаратах. Однако сейчас iPhone и смартфоны на базе ОС Android начинают править бал на рынке, где Nokia оказывается в роли догоняющего», - считает аналитик.
Потресов отметил существующий на рынке широкий выбор новых средне-бюджетных аппаратов с сенсорными дисплеями по весьма конкурентным ценам, в противовес которым Nokia предлагает очередной удешевляемый и последовательно урезаемый римейк своей модели Nokia 5800. «Мне кажется, что наступил переломный момент, когда бренд Nokia уже перестает быть фактором успеха», - говорит он.
Мальчики, писающие в штаны
Несмотря на очевидные проблемы, эксперты умеренно оптимистично смотрят на будущее Nokia. По мнению Потресова, говорить о каком-то глобальном или широкомасштабном кризисе в Nokia преждевременно: «У корпорации есть проблемы, но лидера рынка всегда судят строго и отслеживают любые ошибки с утроенным вниманием».
«Я считаю, что Nokia – лидер на рынке, ее трудности – временные. Надеюсь, что маркетологи компании грамотно разберутся с ситуацией, изменится модельный ряд, а внимание покупателей – вернется», - говорит Савватин.
Топ-менеджеры Nokia также осознают необходимость перемен. Как заявил в интервью Bloomberg технический директор Nokia Рич Грин, «мы должны быть на поле, в игре, а не стоять в стороне в чистых рубашках, указывая людям, что и как делать».
В то же время, судя по реакции Ансси Ваньйоки, шансы на то, что Nokia перейдет в ближайшее время на платформу Android, невелики. Как сообщает Financial Times, шеф смартфонного подразделения Nokia сравнил использующих Android производителей мобильных телефонов с «финскими мальчиками, которые писают в штаны, чтобы согреться».
По мнению Ваньйоки и финские мальчики и мобильные вендоры схожи в том, что совершают вредные в долговременном плане действия ради получения сиюминутного комфорта. Как полагает топ-менеджер Nokia, производителям Android-аппаратов будет слишком сложно выделить свою продукцию среди сонма аналогичных устройств.
Впрочем, уже через полгода определять технологическую политику компании будут другие люди.