МОСКВА, 22 сен - РИА Новости, Ольга Федина. Google потратил год на разработку голосового мобильного поиска на русском языке, который был запущен в среду, заявил на пресс-конференции один из авторов технологии распознавания речи на русском языке Юджин Вайнштейн (Eugene Weinstein).
"Google занимается технологиями распознавания речи с 2005 года. Первыми голосовой поиск смогли оценить англоговорящие пользователи. На разработку технологии для русского языка нам понадобился примерно год", - сказал Вайнштейн.
Наибольшие трудности у разработчиков вызвали русские спряжения и склонения, из-за которых слово или словосочетание может полностью изменить смысл.
Сейчас голосовой поиск способен распознать около миллиона русских слов. Для этого в базу фонетических данных Google были собраны сотни тысяч голосовых запросов, записанные добровольцами на телефон.
Вайнштейн продемонстрировал, как русский голосовой поиск понимает простые запросы ("погода в Москве") и сложные ("гидравлическая подвеска"). Сложнее всего было научить поисковик понимать запросы, которые состоят из букв, цифр и знаков препинания. "Такие запросы могут быть произнесены по-разному, например, сочетание Xbox360.com русские скажут иначе, чем американцы", - отметил разработчик технологии.
Как удалось выяснить корреспонденту РИА Новости, на данный момент голосовой мобильный поиск зачастую не справляется и с относительно простыми вопросами. Так название автомобиля Mini Cooper система распознала как слово "отменить". По запросу "афиша кинотеатров Москва" выдала результаты для "кинотеатры Москва". Вместо "Красной площади" голосовой поиск "услышал" слово "канапе". В среднем, система ошибалась в половине случаев.
Русский голосовой поиск Google в его нынешнем виде доступен владельцам iPhone, а также смартфонов на платформах Nokia S60 и Android.
Голосовой мобильный поиск успел набрать популярность в США, где им пользуются уже год. Четверть всех поисковых запросов, которые делают пользователи с помощью мобильной версии Google в этой стране, являются голосовыми, заявил директор подразделения мобильных продуктов компании Хуго Барра (Hugo Barra). В настоящее время услуга доступна также для китайского, корейского, японского, французского, немецкого, испанского, итальянского, польского и чешского языков.
Альфа-версию подобного сервиса для внутреннего тестирования в апреле 2010 года запустила компания "Яндекс". Голосовой поиск работает на мобильных "Яндекс.Картах" и помогает искать адреса или ближайшие заправки, парикмахерские, отделения банков или салоны связи благодаря функции автоматического определения местоположения пользователя. Публичная бета-версия сервиса станет доступна пользователям в четвертом квартале этого года.
.