МОСКВА, 22 сен - РИА Новости. Москвичи 22 сентября попытаются на один день отказаться от такого привычного, а для многих просто необходимого средства передвижения, как автомобиль: в среду в Москве в третий раз пройдет всемирная эко-акция День без автомобиля. Однако возможности для пешеходов, а тем более велосипедистов в российской столице пока оставляют желать лучшего по сравнению с европейскими мегаполисами, которые приводят в пример москвичам городские власти, призывая столичных автомобилистов пересесть на общественный транспорт и велосипеды.
Акция День без автомобиля стартовала в 1999 году во Франции, тогда в ней приняли участие около двух десятков городов. В настоящее время, по приблизительным оценкам, в акции каждый год участвуют более 100 миллионов человек в 1,5 тысячах городов мира. В Москве акция проводится с 2007 года. Так, в прошлом году пример горожанам подавали некоторые московские чиновники, передвигаясь по городу пешком или на велосипеде.
Каково велосипедисту в Москве?
С одной стороны, отказ от автомобиля может частично решить проблему московских пробок. С другой стороны, как выяснил корреспондент РИА Новости, ездить на велосипеде по улицам Москвы неудобно и даже небезопасно, потому что в столице практически нет велодорожек, велостоянок и удобных веломаршрутов, за исключением нескольких в парках.
В теплых странах Европы давно оценили преимущества велосипеда как средства передвижения, поэтому европейцев велосипедными дорожками и парковками для этого вида транспорта не удивишь. Даже в холодных Финляндии и Швеции для поездок на работу и в школу велосипедом постоянно пользуются до 30% населения. В Хельсинки на каждого жителя приходится 100 метров велодорог, в Копенгагене и Амстердаме - более 80 метров, в то время как в Москве - всего лишь 0,23 миллиметра.
"В городе почти нет велодорожек, а есть только велополосы в парках, но польза от них незначительная. Эта разметка позволяет пешеходам и велосипедистам безопасно двигаться, но иногда люди их просто не замечают", - сказал РИА Новости президент Велотранспортного союза Игорь Налимов.
Он отметил, что в Москве, где насчитывается 3 миллиона велосипедов (кстати, примерно столько же в столице и личных автомашин), всего лишь 17 велостоянок, и это ничтожно мало, особенно если сравнить этот показатель с Европой, где велостоянок десятки тысяч. Например, в Голландии, где велосипед - привычный транспорт каждого горожанина, около железнодорожной станции 40 тысяч велостоянок, также они есть у каждого магазина или торгового центра.
"Поэтому в столице велосипедистам несложно потеряться у станций метро, крупных торговых центров, где напрочь отсутствуют и велодорожки, и велостоянки, а поток пешеходов, наоборот, превалирует", - отметил собеседник агентства.
"В Европе на развитие велодорожек из дорожного фонда выделяется 10% бюджета, а в Москве - 0,01%", - добавил он.
По словам Налимова, в Москве всего лишь одна единственная велодорожка, расположенная на Лужнецкой набережной, протяженностью 2,5 километра.
"Несмотря на такую безрадостную картину сегодняшнего дня велосипедиста, передвижение на велосипеде в Москве возможно. Есть улицы, по которым можно безопасно ездить на велосипеде, в основном это районы новостроек", - считает он.
При этом, как отметил в свою очередь представитель пресс-службы департамента транспорта и связи Москвы, велосипедисты, не имея возможно передвигаться по тротуарам, которые незаконно занимают под стоянку автомобилисты, часто выезжают на проезжую часть и даже перестраиваются.
"Таким образом, возникает конфликтная ситуация между водителями и велосипедистами", - сказал собеседник агентства.
Как отметил ранее директор НИиПИ Генплана города Сергей Ткаченко, несмотря на то, что массовое развитие велосипедного движения в Москве заложено в Генплане города до 2025 года, велосипед даже через 30 лет сможет отвоевать у традиционного пассажирского транспорта в Москве не более 5%, да и это можно будет считать хорошим показателем для столицы.
Пешеходная скорость
По оценке Московского городского союза автомобилистов, столичные пробки, в которых водители проводят значительную часть своего времени, привели к тому, что средняя скорость автомобиля сравнялась со скоростью пешехода - 10 километров в час.
Таким образом, автомобилист, решив на один день стать пешеходом, мало что потеряет, и возможно, что до места назначения он доберется даже быстрее, чем обычно.
В Москве есть пешеходные зоны, часто используемые в качестве экскурсионных маршрутов: Арбат, Солянка, часть Кузнецкого моста, Столешников переулок - все это улицы с богатым культурно-историческим прошлым. Однако, как заметила представительница Московского городского Бюро экскурсий, даже на этих маршрутах часто передвижению пешеходов мешают автомобили, преграждающие путь по тротуару.
"Кроме этого, в часть экскурсионных маршрутов часто включаются тихие дворики и переулки", - добавила она. И все же, по ее словам, по разным причинам большинство людей предпочитают автобусные экскурсии пешеходным.
"Конфликт, который всегда будет между водителями автомобилей и пешеходами, свое разрешение может получить только в том случае, если каждый из них задумается и поймет свои ошибки. Пешеходы, как нами было замечено, часто уходят от разметок наземных пешеходных переходов на 20-50 метров, поэтому на дорогах возникают аварийные ситуации", - отметил, со своей стороны, представитель пресс-службы департамента транспорта и связи города Москвы.
Как напомнили в префектуре Центрального административного округа Москвы, в городе есть и пешеходные мосты - крытый Андреевский и Богдана Хмельницкого. Существует единая пешеходная система: маршрут проходит через Центральный, Южный, Юго-Западный и Западный административные округа, включая пешеходную Пушкинскую набережную с причалом речного пароходства, ансамбль Площади Европы с фонтаном "Похищение Европы" и деловым и торговым центром "Европейский". По основной трассе пешеходного маршрута расположены ансамбль площади Гагарина, Нескучный сад и Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, Андреевская пешеходная эспланада с мостом и набережной, ансамбль усадьбы Трубецких, сквер Девичьего поля и другие объекты. Общая площадь маршрута составляет более 1,3 тысячи гектаров.
Пробок не избежать
И все же День без автомобилей в Москве не обходится без пробок.
"День без машин проходит в Москве в третий раз. В прошлом году, по моим наблюдениям, ситуация была неутешительная: автомобилисты, решив, что пробок будет меньше, отправлялись на работу на своем привычном транспорте, и естественно, что пробок становилось больше", - отметил глава Велотранспортного союза.
Он также сообщил, что в этом году в день акции совместно с департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы и Фондом дикой природы организуются сразу несколько велопробегов в городских парках.
"В этот день мы также планируем выезд в числе десяти представителей Велотранспортного союза в префектуру Восточного административного округа Москвы, для того, чтобы поговорить о создании велодорожек", - заключил Налимов.