НЬЮ-ЙОРК, 21 сен - РИА Новости, Лариса Саенко. Легендарная американская журналистка Анна-Луиза Стронг, основатель первой советской англоязычной газеты The Moscow News, хотела рассказать Западу о жизни простых людей в СССР, считает ее биограф и внучатый племянник Трейси Стронг.
The Moscow News в октябре отмечает свой 80-летний юбилей. Газета была создана под эгидой Всесоюзного общества культурной связи с заграницей для иностранных специалистов в СССР. Первый ее номер вышел под девизом "Советская власть и американская техника построят социализм". В своей дальнейшей истории газета не раз закрывалась и открывалась вновь, трансформировалась, обретая и теряя версии на разных языках, меняя издателей и владельцев. С 2007 года выпуск The Moscow News начался на базе РИА Новости.
"Задумывая газету, Анна-Луиза Стронг хотела объяснить миру перемены, происходящие в Советском Союзе, через жизнь простых людей", - сказал в интервью РИА Новости Трейси Стронг, известный американский политолог, профессор Университета Калифорнии, исследователь философии Фридриха Ницше.
Впервые она попала в СССР в 1921 году с американцами-квакерами, прибывшими с гуманитарной миссией в Поволжье, охваченное голодом и эпидемией.
В СССР она прибыла на волне разочарований на американском левом фланге - забастовка в Сиэтле, которая, по предсказаниям журналистки, должна была перерасти в события национального масштаба, выдохлась на шестой день, рассказывает Стронг.
"Ее интерес к СССР и Китаю отражал стремление к поиску социальной справедливости. Это было близко и настроениям рабочих, интеллигенции. Таков был исторический контекст - неустроенность Запада после Первой мировой войны, а затем Великая депрессия. Мир с интересом присматривался к другой модели общества", - объясняет Трейси Стронг.
Первые статьи Анны-Луизы об СССР в западных СМИ появились из Поволжья. Позже, обосновавшись в Москве, она много ездила по стране, пытаясь все увидеть собственными глазами.
"Анна-Луиза никогда не писала, как меняется курс Сталина, или в чем отличия мировоззрения Каменева и Зиновьева от "генеральной линии". Но об этом писали все остальные западные репортеры. Она писала просто о жизни. Например, как снять квартиру в Москве. А ее первая книга о России "Дети революции" действительно была о самых маленьких гражданах СССР ", - сказал Стронг.
Влюбленная в СССР американская журналистка, проводившая в России каждый год по 4-5 месяцев, обратила на себя благосклонное внимание советских властей. Предисловие к ее книге про советский НЭП написал в 1924 году кумир Анны-Луизы Лев Троцкий.
"В своих многочисленных статьях и корреспонденциях она неутомимо пробивала стену реакционной лжи, составляющей важную часть империалистической блокады революции. Это, конечно, не значит, что мисс Стронг прятала черные пятна, но она пыталась понять и объяснить, как развиваются события в конфликте прошлого с будущим", - писал Троцкий.
Советская цензура
Когда Анна-Луиза стала руководителем The Moscow News, она нередко обсуждала редакционную статью, или "передовицу", в понимании советской прессы, с самим Сталиным. Однако вхожесть в кабинет вождя не избавила ее от советской цензуры, доставлявшей ей немало проблем.
"У нее было много проблем с Главлитом (орган политической цензуры прессы), и она нередко приходила в ярость от советских бюрократов. Ну, например, однажды она попыталась в западной манере опубликовать речь Сталина в лаконичном изложении типа дайджеста. Какой дайджест! Ее заставили опубликовать всю речь товарища Сталина, каждое его слово!", - рассказывает Трейси Стронг.
В 1940-е годы Анна-Луиза была настолько удручена тем, что происходило с газетой, что написала личное письмо Сталину с просьбой освободить ее от должности. Конфликт уладился - по личному распоряжению вождя полномочия американки были даже усилены. Однако цензура, с одной стороны, и отсутствие революционной динамики, с другой, начали охлаждать энтузиазм Стронг.
"Она задумывала The Moscow News как издание американского типа на английском языке о Советском союзе, но газета все более становилось изданием советского стиля", - считает Стронг.
Взгляды пламенной революционерки устремлялись к Китаю.
"Тройной агент"
В январе 1949 года Анна-Луиза была арестована и после шести проведенных в застенках Лубянки дней была депортирована из страны за "шпионско-подрывную деятельность против Советского Союза", как писала советская пресса.
"В России в ней видели китайскую шпионку, в Китае - американскую, в Америке специально созданная комиссия конгресса признала ее русской шпионкой. Шпионкой она не была, она была революционеркой", - считает ее биограф, собиравший материал о знаменитой двоюродной бабке в том чиcле и в Китае.
Во времена хрущевской оттепели обвинение было снято с основательницы The Moscow News, и она получила официальное приглашение приехать в СССР.
По мнению Трейси Стронга, причиной ее громкого выдворения из СССР было недовольство советских властей ее тесными контактами с Китаем, с Мао Цзэдуном, сближение с верхушкой компартии Китая, которая начала выходить из политического влияния Москвы.
СССР не разрешил ей выезжать в Китай через свои границы, но она пренебрегла открытым предупреждением, все равно отправившись в 1946 году Маньчжурию, где базировалась "Народно-освободительная армия Китая". Ее арест и выдворение из СССР последовали незамедлительно после очередного вояжа в Китай.
В застенках Лубянки у американской журналистки даже спрашивали, какой повод для высылки ей предпочтителен, утверждает Стронг.
"Вживую" он видел свою знаменитую родственницу лишь однажды 50 лет назад. Встреча сестры и брата, деда Трейси, собравшего всех родных в своем доме, продлилась минут пять.
"Она произвела впечатление человека, которого не слишком волнует суждение других", - вспоминает Трейси Стронг.
В 1950-е годы Анна-Луиза Стронг переехала в Китай, где прожила до конца жизни. Будучи ближайшей соратницей Мао Цзэдуна, Стронг была одной из немногих иностранцев, принятых в хунвэйбины. "Дочь всех революций" возглавляла кампанию чисток. Она умерла в 1970 году.
Анну-Луизу Стронг всегда привлекали революционные ситуации, и она непременно летела туда, где вспыхивали социальные бури - будь то Россия, Китай, Мексика, Испания или Гватемала, говорит Трейси Стронг.
"Но она по-настоящему любила Москву и Советский Союз", - убежден он.