КИЕВ, 16 сен - РИА Новости, Андрей Лубенский. Дело об убийстве оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе нельзя считать закрытым до тех пор, пока не будут привлечены к суду все заказчики преступления, считает Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева.
Гонгадзе исчез 16 сентября 2000 года в Киеве. В ноябре того же года его обезглавленное тело было обнаружено в лесу вблизи города Тараща Киевской области. Вскоре после этого были обнародованы записи, якобы сделанные экс-майором госохраны Николем Мельниченко в кабинете бывшего в то время президентом Украины Леонида Кучмы. На пленке голос, похожий на голос Кучмы, отдает распоряжение "разобраться" с журналистом".
В 2008 году трое бывших сотрудников департамента внешнего наблюдения и криминальной разведки МВД Украины (подчиненные генерала Алексея Пукача) были признаны виновными в совершении убийства журналиста.
В июле 2009 года был арестован сам Пукач, ему предъявлены обвинения в убийстве Гонгадзе, похищении и избиении журналиста Алексея Подольского, а также уничтожении документов.
Генпрокуратура Украины в настоящее время считает, что единственным заказчиком преступления является экс-министр МВД Юрий Кравченко, покончивший с собой 4 марта 2005 года. Однако многие политики и журналисты не верят, что досудебное следствие было полным.
"Что касается последних заявлений представителей Генеральной прокуратуры об установлении заказчика преступления против Георгия Гонгадзе, то позиция омбудсмена Украины остается неизменной: пока не будут привлечены к суду все заказчики преступления против Георгия Гонгадзе, дело нельзя считать закрытым", - заявила Карпачева в четверг в обращении к участникам Международной конференции "10 лет спустя - убийство Георгия Гонгадзе не раскрыто: поиск новых путей борьбы с безнаказанностью", текстом которого располагает РИА Новости.
"Даже через десять лет после исчезновения главного редактора интернет-издания "Украинская правда" не поставлена точка в расследовании этого громкого дела. Вероятные версии убийства Георгия Гонгадзе продолжают волновать общественность", - говорится в обращении.
"Открыв в сентябре 2000-го производство по делу Георгия Гонгадзе, омбудсмен впервые в практике украинского судопроизводства выступила в феврале 2001-го как участник судебного процесса и защитила право матери журналиста Леси Гонгадзе считаться потерпевшей стороной в уголовном деле. В течение почти десяти лет я, поддерживая Лесю Гонгадзе, неоднократно обращалась по защите ее прав к Генеральному прокурору Украины", - напомнила Карпачева.
По ее мнению, "пристальное внимание международных правозащитных организаций к расследованию всех обстоятельств гибели Георгия Гонгадзе не позволит похоронить это резонансное дело".
Омбудсмен также заявила, что Украина остается страной, в которой профессия журналиста является одной из самых опасных.
"Считаю, что в Украине отсутствует эффективная система гарантированной безопасности журналистов при выполнении ими профессиональных и служебных обязанностей. Только в августе 2010 года мной открыто сразу два производства по разбойному нападению на главного редактора Житомирской районной газеты "Сельская жизнь" Валерия Ивановского с нанесением ему ножевых ранений, и исчезновению при неизвестных и не выясненных до сих пор обстоятельствах главного редактора харьковской газеты "Новый стиль" Василия Климентьева. В связи с этим в моем обращении к генеральному прокурору Украины Александру Медведько была выражена обеспокоенность в связи с угрозой полноценной реализации конституционного права на свободу слова и информации, на свободное выражение взглядов и убеждений, на жизнь и здоровье журналистов при выполнении ими профессиональных обязанностей", - сообщила Карпачева.
Омбудсмен отметила, что она "ежегодно получает обращения от журналистов о фактах препятствия их профессиональной деятельности, цензуры и незаконных увольнений с работы".
"Меня как омбудсмена тревожит вмешательство в редакционную политику владельцев и менеджмента масс-медиа в угоду кланово-коммерческим интересам. Поэтому решительно требую скорейшего создания в Украине Общественного телевидения и радиовещания, первоочередной задачей которого должно было бы стать удовлетворение информационных, культурных и образовательных потребностей общества", - заявила Карпачева.
Омбудсмен выразила убежденность в том, что "состояние свободы слова является критерием соблюдения и обеспечения всех других свобод", и пообещала и впредь "поддерживать акции солидарности журналистов, их инициативы по созданию независимых профессиональных союзов и объединений для защиты конституционных прав и коллективного отпора всем наступлениям на свободу слова".