Интервью с Ярославом Кузьминовым, председателем комиссии Общественной палаты России по развитию образования, ректором ГУ-ВШЭ – продолжение. Начало читайте здесь>> и здесь>>
РЕЙТИНГ НА НОВОМ УРОВНЕ
- Если ЕГЭ-2010 - это еще не рейтинг, то в таком случае будет ли собственно рейтинг качества вузов «От ГУ-ВШЭ и РИАН»? И когда?
- Да, и в самом скором времени, буквально через несколько недель.
В рейтинге будет учитываться не только средний балл зачисленных по ЕГЭ, но и число победителей и призеров олимпиад, ставших студентами конкретного вуза, а кроме этого – число зачисленных на бюджет по конкурсу и олимпиадам.
Полагаю, это покажет места вузов, более близкие к сложившемуся профессиональному и общественному мнению. Хотя уверен – совсем без неожиданностей обойтись не получится.
Будет добавлен дополнительный показатель популярности вуза, веры в него абитуриентов – стоимость платного образования, средний балл и число зачисленных платных студентов.
Но у рейтинга будет и вторая часть – назовем ее уровень инновационной активности вуза (или уровень поддержки вуза, что не одно и то же, но сильно коррелирует). Она включит в себя показатели побед вузов на открытых конкурсах Минобрнауки: инновационных вузов 2006-7 гг., национальных исследовательских университетов 2009-10 гг., а также первых конкурсов по 218, 219 и 220 постановлениям Правительства (о поддержке инновационных вузов).
Наконец, третья часть рейтинга – это научная активность, измеряемая через представленность вуза в международных индексах цитирования.
Мы прекрасно понимаем, что оценивать вуз необходимо и по другим показателям: средней зарплате выпускников в первые пять лет после окончания вуза, объему научных заказов и грантов (в том числе на одного преподавателя).
К сожалению, мы в России сегодня не имеем такой информации по каждому вузу. Можно было бы провести экспертное оценивание, но для нас это неприемлемо. Экспертные мнения всегда субъективны, очень много зависит от персонального подбора экспертов. Давайте оставим экспертные оценки специальным рейтинговым агентствам, а вузу-участнику рынка (будь это МГУ или Вышка) многие читатели не поверят.
Повторю, в рейтинге вузов мы будем использовать только зафиксированные показатели, но не мнения. Поэтому наши рейтинги будут односторонними, зато в рамках этой односторонности – достоверными.
- Ярослав Иванович, летом Вы с главным редактором РИА Новости Светланой Миронюк объявили о создании рейтингового агентства ГУ-ВШЭ и РИАН. Расскажите, пожалуйста, о ваших планах, что на повестке дня в этом и следующем годах?
- Планы такие. В сентябре-октябре мы выпустим ряд рейтинговых продуктов, посвященных теме высшего образования. Позднее – рейтинг качества общеобразовательных школ, тоже в основном по результатам ЕГЭ и олимпиад. В начале 2011 года будут обнародованы рейтинги регионов по двум важным темам: оценка населением качества государственных и муниципальных услуг и степень развития гражданского общества. В основе – опрос ГУ-ВШЭ и Фонда «Общественное мнение».
Сейчас мы ищем генерального директора нашей рейтинговой службы. Это должна быть публичная фигура, экономист или социолог, который мог бы не только стать лицом этой работы, но и содержательно ее направлять.
- И еще один вопрос. В мире рейтинговые агентства – это независимые фирмы, живущие за счет рейтингов. Почему крупнейшие игроки нашего образовательного и медийного рынка решили войти в эту воду?
- Мы намерены делать рейтинги организаций социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры, а также эффективности государственных и муниципальных услуг. Ими сегодня мало кто занимается. Могу упомянуть только агентство «РейтОР» в области образования.
Вышка, напомню, работает в области социальных измерений уже больше 10 лет, мы регулярно проводим эмпирические исследования и замеры – как самостоятельно, так и с помощью ведущих социологических фирм (ФОМ, Левада, ВЦИОМ, группа Задорина) и Росстата. Можно сказать, до 70% регулярных социальных измерений в России проводит именно ВШЭ. Так что нам это просто интересно, совпадает с нашими научными исследованиями.
Для нас проект не носит коммерческого характера. Мы не предполагаем извлекать доход из рейтинговой деятельности.
Что же касается чисто рыночного принципа организации рейтингов – он основан на том, что фирмы получают оплату от организаций-участников рейтинга. В России, где рынок еще не сформировал устойчивой морали, где поведение участников рынка плохо контролируется, объективно возникают значительные риски «покупки рейтингов». Участники рынков начинают подозревать рейтинговые агентства в пристрастности, и дальше – многие из них пытаются повлиять на свои оценки, «взаимодействуя» с теми, кто строит рейтинг. Все это в конечном счете ведет к падению авторитета рейтингов, к отказу от их использования.
Для России некоммерческие рейтинги на переходный период представляются лучшим выходом. После того, как люди привыкнут, что эффективный рынок основан на строгой морали и сами начнут ее соблюдать – сложатся нормальные коммерческие рейтинги.