Американский Браунсвилл отделяет от Мексики лишь бурная река Рио-Гранде, долгое время считавшаяся природным стражем границы США. На севере мексиканцев называют "мокрыми спинами", с намеком на то, что в Америку они перебрались вплавь. По оценкам экспертов, на территории США таким водным путем обосновались почти половина из 11 миллионов некогда граждан Мексики. Около 400 человек гибнут ежегодно, не сумев преодолеть воды Великой реки.
Администрация Джорджа Буша в свое время пролоббировала проект усиления южной границы, желая отгородиться от южного соседа, потока нелегалов и наркотрафика. Так в США началось строительство "великой стены" протяженностью свыше тысячи километров, каждая миля которой обойдется казне в 16 миллионов долларов.
Дети капитана Брауна
Университет штата Техас в Браунсвилле можно без всякой натяжки назвать памятником архитектуры. Утопающий в пальмах кампус, выполненный в классическом колониальном стиле, расположился в былых казармах. Здесь был построен первый форт, призванный защитить южную границу США. Здесь же, под Браунсвиллем состоялось последнее сражение Мексиканской войны, выигранной федералами.
Старинная пушка стоит на месте гибели отважного защитника форта капитана Брауна, чье имя и носит город. В бывшей казарме кавалеристов его современные соотечественники развивают нанотехнологии. Там, где размещалась конюшня, - космическая лаборатория, изучающая при поддержке НАСА гравитацию и пульсары.
Психология обитателей кампуса - бывшего военного поселения - за последние 150 лет изменилась столь же кардинальным образом, как и кадровый состав. Университет Техаса подал в суд на федеральные власти, не желая отводить свои земли под укрепление госграницы, поставив право собственности выше патриотических ценностей.
"Великая стена", представляющая собой мощную железобетонную конструкцию, увенчанную колючей проволокой, известной на Руси как "егоза", должна, по замыслам центральных властей, прорезать университетские поля для гольфа, составляющие гордость вуза.
"Мы оспариваем решение властей. И потому, что не хотим, чтобы наш прекрасный кампус изуродовали, и потому, что мы принципиально против возведения заборов. Мы - за строительство мостов, за то, что объединяет людей, а не разъединяет их", - заявил вице-президент университета Рут Энн Рэгланд.
Не так давно местный футуролог, выступающий в университете с лекцией, предрек, что когда-нибудь, через пару сотен лет, Мексика захочет взять реванш и отвоевать у США былые земли. Впрочем, такая перспектива кажется местной профессуре, в составе которой американка, канадец, колумбиец, китаец, поляк, итальянец и, конечно же, русский физик, невероятной. Еще менее вероятным в предсказании воспринимается посыл, что править миром в это время будут две сверхдержавы - Польша и Турция.
Возможное военное вторжение Мексики на территории форта сегодня никого не пугает и еще по одной причине - 91% населения Браунсвилля имеют мексиканские или латиноамериканские корни.
Проректор университета Алан Эртибайзе, резиденция которого, к слову, разместилась в бывшем лазарете, считает масштабный заградительный проект ошибкой. "Я думаю, через 20 лет федеральные власти закажут нашему университету разработку национальной программы оптимизации миграции. Потому что никакими заборами оградиться от проблем глобализации уже нельзя", - полагает Эртибайзе.
На границе тучи ходят хмуро
Соединенные Штаты от Мексики, то есть Браунсвилл от соседнего Матамораса отделяет пограничный мост через Рио-Гранде. Многие "безлошадные" из Мексики в Америку и обратно ходят пешком. В том числе и большинство студентов местного университета.
Хотя Браунсвилл считается самым бедным (и дешевым для жизни) городом США, переход в соседнюю страну ощущается во всем. За границей уличные продавцы прямо у КПП навязывают свои незамысловатые товары или услуги. По разбитым дорогам раскатывают видавшие виды тачки, которых не увидишь в Америке. Уличные собаки сразу дают знать, что это вам не Штаты. Тем не менее многие корпорации предпочитают размещать свое производство именно в Матаморосе, а не в Браунсвилле, словно забывая, что оба города составляют единую промышленную зону. Работодателей легко понять - в Америке средняя заработная плата в час составляет 12 долларов, в Мексике - только два, а можно подрядить и вообще за центы. Впрочем, некоторые предпочитают переплатить за знак "сделано в США", как например, авиастроители.
Половина ВВП промзоны Матамороса приходится на заказы "большой тройки" - американских автогигантов. "Только профсоюзы у нас не приветствуются. У нас капитализм. А кто не хочет работать - пусть катит в Детройт", - размышляет Рудольфо Сосидо, представитель местного бизнес-сообщества. Версия о том, что профсоюзы хорошо защитили права трудящихся, но подорвали мировую конкурентоспособность автомобилестроения, довольна расхожа и в США.
Сосидо принадлежит к прослойке зажиточных мексиканцев, регулярно наведывающихся в США за дорогими костюмами и аксессуарами, в то время как простые жители Матамороса могут позволить себе только местный шопинг. "Я знаю в Браунсвилле ресторан, где готовят самый лучший в Техасе аргентинский стейк. А еще у нас в Мексике не купишь таких свежих итальянских тартолини. Наши богатые живут как американцы", - делится Сосидо.
Из примерно 172 тысяч жителей Браунсвилла почти 40% получают правительственную помощь, поскольку живут за нижней чертой американского прожиточного минимума. Здесь, в самом южном городе Техаса самый низкий в США годовой доход на домохозяйство - около 24 тысяч долларов. При этом самый бедный город неожиданно вошел в список Forbes как одно из самых лучших мест в Соединенных Штатах для запуска нового бизнеса. А все благодаря развитой портовой и транспортной инфраструктуре, а также дешевой и квалифицированной рабочей силе. Действительно, Браунсвилл - один из самых молодых городов США, где средний возраст жителей составляет 27 лет.
Хотя в 2008 году город получил первую национальную премию за доступную систему городского образования, результаты последней переписи населения удручают: 56% жителей ответили, что не очень хорошо владеют государственным английским языком.
Жизнь в Матаморосе впятеро дешевле, чем на американском берегу Рио-Гранде. Однако Сосидо мечтает перебраться на своем "мерседесе" на тот берег. "Конечно, был бы счастлив найти работу в США. И дело не только в деньгах, но в других масштабах и возможностях. То, что теперь между нами усиливают границу, - это не лучший сигнал для мексиканцев. Это как бы знак для пограничников и таможенников, которые пропускают нас через мост - будь построже, попридирчивей. Так сказать, человеческий фактор через призму государственной политики. Что бы ни произошло в США, мы первые, кто чувствует это на себе", - говорит Сосидо. Только за 2008 год, когда в США разразился экономический кризис, Матаморос потерял 15% рабочих мест.
"Помню, каким событием было, когда разрушили Берлинскую стену. А теперь подобную возводят межу нами", - не понимает бизнесмен. Стоит напомнить, что Мексика и США являются главными экономическими партнерами.
Первые лица Мексики ранее определили решение соседа усилить заграждение на границе как "позорное" и "глупое". В год принятия закона мексиканские инвестиции в экономику США выросли на 60% - до 6,1 миллиарда долларов.
В Техасе как в Берлине?
"Знаете, как парализовать жизнь Северной Америки? Взять и на сутки перекрыть нашу границу с Мексикой!" - размышляет мэр Браунсвилла Пат Ахумада, сидя вечером за пивом в местном ресторанчике. На лацкане его пиджака значок с цифрой 69. Это номер транснациональной магистрали, прорезавшей Северную Америку с самого юга - мексиканских портов и столицы Мексико-Сити - до канадского Квебека. Само собой, трасса проходит и через Браунсвилл.
У южан свои традиции: мэры не получают заработной платы, если ты, конечно, не градоначальник столицы штата. Здесь считается, что во власть идут не корысти ради, а чтобы послужить народу. Хотя хозяйство этого города кажется непростым - каждый пятый его обитатель считается нелегальным мигрантом. "Не вижу в этом большой проблемы, поскольку это вовсе не гангстеры, как их пытаются иногда изобразить. Наши нелегалы - это мексиканские труженики, которые работают на аграрных плантациях, на строительстве, на упаковке. Зная ситуацию такой, какова она в реалиях, я выступаю за миграционную реформу. Пора посмотреть в глаза демографическим реалиям", - считает Ахумада.
Ахумада, чьи родители были выходцами из Мексики, был избран мэром в мае 2007 года. В этом же году в Браунсвилле были открыты два индустриальных парка. Как истинный регионал многие решения Вашингтона он находит лишенными здравого смысла. Оттого в Техасе нет-нет да и вновь расправляет знамена движение за восстановление Республики Техас, в свое время отколовшейся от Мексики и позже принятой в состав США как независимое государство. Столица штата носит имя первого президента независимого Техаса - Сэма Хьюстона.
"Можно построить огромный забор вокруг Вашингтона. Или Нью-Йорка. Как думаете, это поможет Америке?" - рассуждает Ахумада. Мэр Браунсвилла мечтает сделать свой город курортным центром, привлекательным для туристов. И только с этой точки зрения он видит единственное преимущество "великой стены". "Наверняка мы когда-нибудь с удовольствием разрушим это заграждение, как люди разрушили Берлинскую стену. Вот тогда мы попадем в мировые топ-новости, и люди со всего мира хлынут к нам, чтобы станцевать на обломках стены", - надеется Ахумада.
Как развлекаются в Браунсвилле
Курортным местом считается остров Саус-Падре, соединенный с материком живописным мостом. Весной и осенью - в сезон - остров оживает, замирая на зиму и лето, которое в Браунсвилле слишком жаркое и влажное. В первый уикенд ноября здесь проходит ежегодный международный фестиваль музыки стилей регги, кантри, рок, латинский рок и джаз.
Любителей острых ощущений должна привлечь рыбалка в океане. Туристов с утра вывозят на катерах, а к вечеру улов выставляется на всеобщее обозрение. Впечатление, что рыба длиной меньше метра здесь не клюет. Кстати говоря, в конце лета в Браунсвилле проводятся международные состязания рыболовов с призовым фондом до 250 тысяч долларов.
К популярным местным развлечениям относятся автомобильные гонки по грязи: водители на скорость азартно рассекают на джипах низменность у залива. Грязь по колено в лучших местах гарантирована почти круглогодично.
В окрестностях Браунсвилла, которые сами жители рекламируют как субтропический рай, расположено несколько центров по наблюдению за птицами в местах их природного обитания. При везении можно увидеть свыше 400 видов пернатых, что делает здешние места уникальными для орнитологов всего мира.
В США считается хорошим тоном приманивать туристов полями для гольфа. К примеру, в провинциальном Браунсвилле расположены семь полей для любителей этого элитного вида спорта.
Среди местных музеев можно выделить богатейшую коллекцию американского костюма, отражающего четырехвековую историю государства, включая наряды первых поселенцев, мундиры конфедератов, аксессуары ковбоев и головные уборы индейских вождей.
Достопримечательностью Браунсвилла считаются уютные мексиканские рестораны с южным колоритом и обилием морских деликатесов. Посетители из Нью-Йорка и Москвы будут приятно удивлены искусством и щедростью поваров при смешных для мегаполисов ценах. Незабываемым покажется и ужин на закате в ресторане на 19-м пирсе, где открывается прекрасный вид на залив.
Чтобы окунуться в атмосферу и историю Юга, надо непременно прогуляться по кампусу университета, изначально построенного как первое военное укрепление для защиты границ. Поле последнего сражения Мексиканской войны - также весьма любимое туристами место, обустроенное как мемориал.
Лариса Саенко