11 сентября исполняется 70 лет со дня рождения американского режиссера Брайана Расселла Де Пальмы.
Американский режиссер и сценарист Брайан Расселл Де Пальма (Brian Russell De Palma) родился 11 сентября 1940 года в Ньюарке (штат Нью Джерси, США) в семье хирурга. В детстве увлекался физикой и астрономией, решив посвятить свою жизнь изучению этих дисциплин.
Окончил квакерскую школу Friend's Central School, затем поступил на физический факультет Колумбийского университета, где занимался астрофизикой.
Жизнь Де Пальмы круто изменилась после просмотра фильмов "Головокружения" Хичкока и "Гражданина Кейна" Уэллса. Картины произвели столь сильное впечатление на юношу, что он решил уйти с факультета, посвятив всё свободное время театру и кино.
Снимать фильмы Брайан Де Пальма начал в начале 1960-х годов. Короткометражный фильм "Пробуждение Вотана" (1962) принес ему несколько наград.
Первый художественный фильм "Свадьба", над которым Де Пальма работал с 1962 по 1964 годы в Колледже Сары Лоуренс, вышел только в 1969 году. В фильме снялись его друзья Джилл Клэйберг и Роберт де Ниро.
Первым вышедшим в свет фильмом был фильм "Убийство а ля Мод " (1968), а первым, получившим признание критиков, "Приветствия" (1968), в котором снова снялся Роберт Де Ниро. Фильм участвовал в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля, получив в итоге Серебряного медведя. Затем были сняты комедии "Свадебная вечеринка" (1969) и "Привет, Мамочка!" (1970) тоже с Робертом Де Ниро.
Помимо этого, Де Пальма пробует свои силы в жанре документального кино. В 1966 году он снял фильм "Чувствительный глаз", посвящённый нашумевшей выставке в Музее Современного искусства в Нью Йорке, а в 1970 году на экраны вышел "Дионис", снятый на одном из хэппенингов "детей цветов".
В начале 1970 х годов Де Пальма обратился к жанру триллера, отдавая дань уважения одному из своих учителей в кино – Альфреду Хичкоку. В этом смысле показательна картина "Сёстры" (1973), где без труда читаются цитаты из "Окна во двор". Для написания музыки к фильму он пригласил Бернарда Херрманна, который часто работал с Хичкоком.
Фильм "Одержимость" (1976) опять таки с музыкой Херрманна был одной из нескольких сделанных Де Пальмой имитаций "Головокружения", в которых обнаружилось увлечение съемкой на 360 градусов.
В 1976 году для студии MGM Де Пальма снял фильм ужасов "Кэрри" (1976), ставший первой экранизацией на тот момент ещё начинающего писателя Стивена Кинга. Картина имела кассовый успех, критики отмечали изобретательность режиссёра в постановке action сцен. Картина была выдвинута на "Оскар" в двух номинациях.
В последующие 7 лет режиссёр продолжал снимать триллеры, в которых разрабатывались хичкоковские темы и мотивы: "Ярость" (1978), "Бритва" (1980), "Прокол" (1981).
В 1983 году появилась гангстерская сага Де Пальма "Лицо со шрамом". Его версия классической ленты Говарда Хоукса вызвала неоднозначную реакцию критики и зрителей. Лишь по прошествии нескольких лет фильм занял своё законное место в ряду лучших образчиков жанра. Картина была номинирована на три премии "Золотой Глобус" в номинациях "Лучший актёр", "Лучший актёр второго плана" и "Лучшая музыка", а сам Де Пальма, едва не получил антиприз "Золотая малина".
Подобная участь ожидала и следующий фильм режиссёра – "Подставное тело". Многие обвиняли режиссёра в очевидных самоповторах.
В 1986 году на экраны вышла комедия "Мошенники", а в 1987 году Брайан Де Пальма снял один из лучших ретро боевиков 1980 х годов "Неприкасаемые". На картину обрушился град номинаций и премий (в том числе "Оскар" Шону Коннери за исполнение роли второго плана) вкупе с внушительными кассовыми сборами (76 млн. долларов при 25 миллионом бюджете).
В 1989 году режиссёр решил обратиться к болезненной для американского общества теме вьетнамской войне, сняв фильм "Список погибших". Многие ветераны выражали своё крайнее недовольство содержанием ленты, в центре сюжета которой история похищения, изнасилования и убийства американскими солдатами вьетнамской девушки из мирной деревни. Фильм был демонстративно проигнорирован, фактически провалившись в североамериканском прокате.
После двух явных неудач – "Костёр тщеславия" (1990) и "Воскрешение Каина" (1992) Де Пальма снова решил обратиться к жанру гангстерского кино, и в 1993 году на экраны вышел "Путь Карлито", где снялся Аль Пачино.
В 1996 году Де Пальма снял киноадаптацию популярного шпионского телесериала "Миссия Невыполнима". Картина вошла в тройку кассовых хитов года (180 млн. долларов). Для режиссёра "Миссия" стала очередным вызовом, ему впервые пришлось работать с заведомо коммерческим материалом, где итоговые цифры сборов значили куда больше кинематографических решений или удачных операторских находок.
Два года спустя, в 1998 году, режиссёр выпустил на экраны триллер "Глаза змеи". Фильм не произвел впечатления ни на публику, ни на критиков. Массу ядовитых отзывов получила и следующая картина Де Пальмы – "Миссия на Марс" (2000)
В 2001 году режиссёр сделал небольшую передышку, отправившись в Европу, где год спустя снял "Роковую женщину", в очередной раз, обратившись к наследию Альфреда Хичкока. После четырёхлетнего молчания, в 2006 году, режиссёр экранизировал роман Джеймса Эллроя "Чёрный георгин" (переведённый отечественными дистрибьюторами как "Чёрная орхидея"). В 2007 году вышел фильм "Без цензуры"
Брайан Де Пальма был трижды женат, имеет двоих детей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.