МОСКВА, 8 сен - РИА Новости, Светлана Янкина. Сотрудник отдела по противодействию экстремизму ГУВД Москвы провел проверку в редакции журнала об искусстве "Артхроника", сообщила РИА Новости в среду главный редактор издания Милена Орлова.
"Оперуполномоченный позвонил и сказал, что должен провести проверку по заявлению, поступившему от неких граждан, которые считают, что у нас что-то не так по отношению к православию напечатано в журнале", - сказала она, добавив, что встреча с представителем ГУВД состоялась в редакции "Артхроники" в минувший четверг.
Заявление, с которым ознакомилась главред журнала, было подписано, в частности,президентом группы компаний "Сапсан" и меценатом Сергеем Шмаковым. Его имя некоторое время назад фигурировало в СМИ в связи с передачей иконы Богоматерь Одигитрия из Русского музея в недавно выстроенный подмосковный храм Александра Невского близ коттеджного поселка "Княжье озеро". Как отметила Орлова, в заявлении Шмаков не фигурирует как бизнесмен, а выступает от лица благотворительной организации "Иваново дело".
"Шмаков возмущается тем, что, во-первых, журнал дает слово фигуранту по делу о выставке "Запретное искусство", но главная его претензия была к иллюстрациям к статье "Крестовый подход" - якобы мы используем картинки, которые были в деле о "Запретном искусстве", а это не соответствует действительности", - рассказала Орлова.
Она считает, что если бы эти изображения и были напечатаны, то ничего криминального все равно бы не случилось.
"Я не слышала о том, что суд вынес постановление о запрете на публикацию этих работ, среди которых масса известных произведений классиков российского искусства", - объяснила главред "Артхроники".
По ее словам, имя неугодного автора в заявлении не называется, но речь, вне всякого сомнения, идет о колумнисте "Артхроники", кураторе Андрее Ерофееве, который на момент выхода журнала, в апреле, вместе с Юрием Самодуровым был обвиняемым в возбуждении ненависти и вражды за организацию выставки "Запретное искусство - 2006".
Затянувшийся процесс, связанный с этой выставкой, завершился 12 июля. Несмотря на жесткие требования прокуратуры, ее организаторы были приговорены не к заключению, а к денежным штрафам, которые адвокаты пообещали обжаловать в Страсбургском суде.
Главред уточнила, что апрельский номер "Архроники" был посвящен возможности диалога между современными художниками и Русской православной церковью - рассматривалась и ситуация с ныне осужденными Ерофеевым и Самодуровым, заявление на которых написала патриотическая организация "Народный собор", и проведение выставки актуального искусства в домовом храме Святой Татьяны МГУ им. Ломоносова.
"Я считаю, что эту важную тему, которая вызывает много споров, мы как журнал по искусству игнорировать не можем: мы пытались если не найти компромисс, то представить разные взгляды на эту проблему", - объяснила свою позицию Орлова.
"Статья, рядом с которой были размещены не угодившие иллюстрации - это исторический обзор разных подходов к изобразительному искусству в православной и католической церкви, и к теме номера изображения отношение имеют, но к самой статье непосредственно - нет", - сказала она.
По словам Орловой, команда журнала проиллюстрировала самые скандальные истории, связанные с церковью и искусством. Среди прочих там есть и Тинторетто, и Перов с "Крестным ходом на Пасху", и "Что есть истина" Николая Ге. Изображения, фигурировавшие в деле о "Запретном искусстве", рядом с этим материалом, как утверждает главред, не размещены.
"У меня возникло ощущение, что господин Шмаков просто не видел этот журнал и не читал статью, о которой он пишет в своем заявлении", - заметила она.
Дальнейшие перспективы развития этой ситуации пока не ясны: проверка прошла, по результатам будут сделаны выводы.
Как говорится на сайте "Артхроники", "оперуполномоченный поинтересовался, не было ли у редакции намерений возбудить ненависть или вражду к православию, на что получил однозначный отрицательный ответ. По существу вопроса ему сообщили, что ни одна из иллюстраций к указанной статье в деле Ерофеева-Самодурова не фигурировала".
О результатах проверки сотрудник правоохранительных органов пообещал сообщить начальству.