БЕРЛИН-МОСКВА, 8 сен - РИА Новости, Владислав Бирюков. 3D-телевизоры и трехмерный видеоконтент оказались в центре внимания выставки электронной техники IFA 2010, которая прошла в Берлине с 3 по 8 сентября.
Если на прошлогоднем шоу производители, в основном, объясняли публике, что такое 3D-телевидение и зачем оно нужно (ни у кого из мировых брендов серийной продукции еще не было), то сейчас акценты сместились на реальное использование трехмерного видео и оптимизацию его качества.
Большинство компаний первого эшелона представило в этом году модели 3D-телевизоров, обеспечивающие разрешение Full HD, причем около каждой второй парадоксальным образом красовалась гордая надпись "World’s First" (первая в мире). Много было разговоров и о трехмерном контенте, недостаток которого по-прежнему является серьезным сдерживающим фактором в распространении 3D-телевизоров. Чтобы покупатели начали выкладывать немалые деньги за 3D-модели (которые все еще стоят заметно дороже обычных), одного лишь "Аватара" будет маловато. Не случайно исследовательская компания iSuppli прогнозирует, что в этом году 3D-аппараты составят лишь около 2% от всех проданных плоскопанельных телевизоров.
От видеокамеры до телеканала
Если вопрос на чем смотреть 3D-видео при наличии достаточных средств (цена нормальных 3D-моделей в России сейчас начинается примерно от 90 тысяч рублей) решается относительно просто, то, вопрос что смотреть - во многом пока открыт.
Вариантов получения 3D-контента, в общем-то, не так много.
Помимо телевизоров, те же ведущие игроки ТВ-рынка выпускают и плееры Blu-ray с поддержкой 3D, вот только число доступных на оптических дисках трехмерных фильмов по-прежнему можно пересчитать по пальцам (на рынке доступны также картины в устаревших стереоформатах (например, для экранов под красно-голубые анаглифические очки), но они погоды не делают).
Существующие сегодня вещательные 3D-телеканалы (есть, например, у Discovery, ESPN, Sky) сталкиваются с той же проблемой недостатка качественного контента - их зрителям доступны в основном мультфильмы, видеоклипы и трансляции отдельных спортивных соревнований. Не объясняет, откуда будет получен 3D-контент, и оператор спутникового телевидения "НТВ-плюс", который в партнерстве с Panasonic с 15 октября должен начать трехмерное вещание в России для абонентов пакета HD-программ.
Остается YouTube, не балующий пока большим разнообразием 3D-роликов, и пользовательский контент, созданный с помощью трехмерных фото- и видеокамер. И если фотоаппараты на рынке присутствуют уже достаточно давно (например, Fujifilm W1 появилась еще в прошлом году), то первая непрофессиональная видеокамера от бренда мирового уровня появится в продаже лишь в конце сентября.
Плазма против жидких кристаллов
Но вернемся от контента к самим 3D-телевизорам. Как и в случае с 2D-моделями больших диагоналей, у производителей нет единого мнения о том, какая технология - жидкокристаллическая (ЖК) или плазменная - обеспечивает наилучшее качество стереокартинки.
Среди ведущих игроков роли распределились следующим образом: Sony, Philips и Sharp пропагандируют жидкие кристаллы и однозначно уверены в их преимуществе, Samsung и LG - производят и то, и другое, но больше ставят на ЖК, в то время как Panasonic считает, что именно плазма - самый подходящий вариант для отображения трехмерной картинки.
Как обычно, у каждого из спорщиков находятся свои убедительные аргументы. Panasonic, например, уверяет, что более высокая скорость переключения пикселов плазменного экрана позволяет уменьшить "смазанность" изображения в динамичных сценах и уменьшить так называемые перекрестные помехи (crosstalk - размывание трехмерной картинки из-за недостаточно быстрого переключения пикселов между изображениями, предназначенными для левого и правого глаза). Чтобы развить эти достоинства плазмы, Panasonic внедряет технологию NeoPDP с новым улучшенным люминофором, втрое сокращающим время "послесвечения" пиксела.
В лагере сторонников ЖК тоже хватает усовершенствований. Компания Sharp, например, продвигает свою технологию Quattron, в которой помимо стандартной RGB-триады используются еще и пикселы желтого цвета. По мнению компании, это позволяет добиться более реалистичной цветопередачи и увеличивает яркость картинки как в 2D, так и в 3D. На демонстрационных изображениях разница и вправду довольно заметна.
Toshiba делает упор на интеллектуальную управляемую светодиодную подсветку ЖК-телевизоров по всей площади экрана, позволяющую добиться одновременно глубокого черного цвета (в нужных местах экрана диоды просто выключаются) и высокой яркости изображения. Технология не нова, о ней много говорили еще на прошлогодней IFA, но сейчас появилась возможность гибко управлять очень большими светодиодными матрицами - и соответственно, весьма точно подсвечивать или затемнять экран в нужных местах. На выставке Toshiba анонсировала Full HD 3D-модель 55ZL1 с матрицей из 512 светодиодов - для их управления используется новый процессор CEVO, созданный на базе технологий Cell (процессор игровой консоли Sony PlayStation 3). Телевизор спроектирован при участии известного дизайнера Якоба Дженсена и появится в продаже в начале следующего года по цене менее 5 тысяч евро.
"Третьим измерением" обзавелся и телевизор Philips с кинематографическим соотношением сторон экрана 21:9 - естественно, и здесь идет речь о Full HD на 56 дюймах диагонали дисплея.
Светодиоды: красиво, но дорого
Альтернативу жидкокристаллическим и плазменным телевизорам в ближайшие годы могут составить модели на органических светодиодах (OLED, AMOLED). Эта технология уже стала популярна в дорогих смартфонах и другой технике с небольшими экранами (фотоаппараты, карманные медиаплееры) и позволяет, по сравнению с классическими ЖК-дисплеями, добиться более яркой, контрастной и насыщенной картинки с "сочными" цветами, одновременно обеспечивая практически 180-градусные углы обзора.
Первой OLED-телевизор выпустила компания Sony в 2007 году. Небольшая 11-дюймовая модель продавалась ограниченным тиражом за очень приличные деньги - около 2500 долларов. После этого о намерении выпускать OLED-телевизоры неоднократно заявляли несколько компаний, в том числе Samsung и Matsushita, но до серийной продукции дело так и не дошло. Наконец, уже в 2010-м 15-дюймовую OLED-модель на японском и европейском рынке представила LG - телевизор стоит около 2000 евро.
Судя по всему, этот опыт для корейской компании оказался удачен: на IFA LG объявила о выпуске в следующем году уже 31-дюймового телевизора. Разумеется, Full HD и конечно, с поддержкой 3D. Помимо действительно впечатляющей картинки, обращает на себя внимание дизайн аппарата - толщина экрана составляет всего 3 мм. Правда, и цена соответствующая - ориентировочная стоимость модели - около 7 тысяч евро. При этом не стоит забывать, что проблема ограниченного срока службы OLED-экранов по-прежнему до конца не решена, так что такую покупку вряд ли можно назвать инвестицией на долгие годы.
Новые профессии проекторов
Видеопроекторы, вполне успешно конкурирующие с 2D-телевизорами, на 3D-фронте пока заметно отстают. На IFA засветились только две серийные трехмерные модели - Sony VPL-VW90ES и LG CF3D (обе поддерживают Full HD). Первая появится в Европе в ноябре, вторая - чуть раньше; цена CF3D - около 10 тысяч евро.
Компании Samsung и Mitsubishi Electric ограничились демонстрацией на выставке рабочих прототипов, которые, впрочем, должны пойти в серию в конце этого года - начале следующего. Большинство этих моделей использует LCOS-технологию, лишь Samsung сделала ставку на DLP-чип. Главный проповедник третьей проекторной технологии (3LCD) - компания Epson - пока остается в стороне от всеобщего трехмерного помешательства.
Телевидение избавляется от очков
Одним из важных факторов, сдерживающих распространение 3D-телевизоров, аналитики iSuppli считают специальные очки, которые необходимы для просмотра трехмерного видео. С телеприемником обычно поставляется лишь одна (в лучшем случае, две) пара таких очков, так что для коллективного просмотра требуются дополнительные вложения. Кроме того, большинство трехмерных очков имеет универсальный размер и не очень подходит, например, детям.
Все эти проблемы постепенно решаются. Та же Panasonic выпускает теперь очки трех разных типоразмеров (папа-мама-ребенок), кроме того, есть надежда, что в будущем 3D-технологии позволят обходиться и вовсе без дополнительной амуниции.
На IFA 2010 Toshiba объявила, что в октябре представит жидкокристаллический 3D-телевизор, не требующий очков - массив специальных линз, фокусирующих изображение отдельно для правого и левого глаза, интегрирован прямо в экран. Впрочем, наверняка такой телевизор будет иметь существенные ограничения по зоне видимости трехмерного изображения, и скорее всего, диагональ экрана не превысит 21 дюйма.
В заключение нельзя не сказать несколько слов о проблеме восприятия 3D-изображения. Точно так же, как дальтоники не способны правильно воспринимать цвета, некоторые люди не видят трехмерную картинку на экране. Эта индивидуальная особенность встречается довольно редко, но куда чаще люди жалуются на повышенную утомляемость, раздражение и головные боли от долгого просмотра 3D. Далеко не у всех трехмерное видео создает реалистичное ощущение глубины. Многие зрители отчетливо замечают несколько дискретных планов (например, ближний средний и дальний) по которым распределяются все объекты.
Впрочем, и эта беда, вероятно, будет преодолена по мере дальнейшего совершенствования технологий - 3D-телевидение пока находится в самом начале своего долгого пути к умам и кошелькам зрителей.