Иван Савельев, аналитик "Независимого обозревателя стран Содружества", для РИА Новости.
9 сентября Таджикистан празднует свой день независимости. Ровно 19 лет назад на внеочередной сессии Верховного Совета Таджикистана было единогласно принято Заявление о государственной независимости Республики Таджикистан. Однако и после провозглашения формальной независимости Таджикистан в 1991 году не мыслил своего существования вне рамок Союза.
Представители официального Душанбе до конца участвовали в переговорах о создании конфедеративного объединения на пространстве СССР.
Наряду с Киргизией Таджикистану пришлось оплачивать свою независимость крайне высокой ценой. Практически еще до провозглашения независимости в Таджикистане началась гражданская война между представителями различных регионов и кланов, которая очень быстро приобрела характер противостояния между сторонниками светского и фундаменталистского Таджикистана.
Объединенная таджикская оппозиция ставила цель создать в стране исламское государство. ОТО получала поддержку от моджахедов в Афганистане и на первом этапе от Ирана. Светские силы в Таджикистане, создавшие Народный фронт во главе с Эмомали тогда еще Рахмоновым, активно поддерживали Россия и Узбекистан.
Гражданская война в Таджикистане приняла наиболее ожесточенный характер в период с августа 1992 года по июль 1993 года, когда страна была фактически разделена на две части.
Народный фронт победил в этой кровопролитной войне во многом благодаря поддержке 201-й дивизии российской армии, действовавшей под флагом СНГ.
Переговоры о прекращении огня при посредничестве России, Узбекистана и Ирана завершились успехом.
27 июня 1997 года в Кремле между представителями противоборствующих сторон было подписано окончательное мирное соглашение.
Президентом Таджикистана остался лидер Народного фронта Эмомали Рахмонов, однако оппозиция – члены ОТО - получили места в правительстве, парламенте, силовых структурах. ОТО превратилась в политическую партию.
К сожалению, события последних недель (активизации исламистов, взрыв в Худженте) ставят под сомнение вопрос о гражданском мире в Таджикистане.
За время войны экономика страны была подорвана. И так не богатый Таджикистан стал одной из беднейших стран мира. Основные промышленные предприятия были либо разрушены, либо серьезно пострадали во время боевых действий. Массовой стала миграция таджикских граждан за рубеж, прежде всего в Россию, на заработки. Денежные переводы трудовых мигрантов превратились в основную статью доходов Таджикистана.
Сейчас здесь наименьший в СНГ уровень ВВП на душу населения - 1,8 тыс. долларов.
В такой ситуации Душанбе сделал основную ставку на развитие гидроэнергетики. Особое место отводится Рогуну. Сооружение Рогунской ГЭС началось ещё в советские времена, в 1987 году состоялось возведение плотины и перекрытие реки Вахш. Строительство было остановлено с распадом СССР.
В 1993 году паводок смыл верховую строительную перемычку, тоннели и машинный зал были частично затоплены.
Мощность Рогунской ГЭС по планам таджикского правительства должна достичь 3600 МВт, а годовая выработка электроэнергии - 13,4 млрд. Квт/ч.
Однако планы Душанбе вызывают открытое неприятие Ташкента.
По мнению МИД Узбекистана, «проекты строительства гигантских гидроэнергетических сооружений в странах Центральной Азии вызывают обоснованную тревогу всех, кто объективно рассматривает возможные последствия их поспешной реализации».
Узбекистан постоянно ставит вопрос о необходимости проведения независимой международной экспертизы. Нарушение этих принципов может привести, по мнению узбекской стороны, к «непредсказуемым экологическим, экономическим, социальным и политическим последствиям». В первую очередь Ташкент опасается, что строительство крупных ГЭС в Таджикистане уменьшит объем водных ресурсов для сельского хозяйства Узбекистана.
Ташкент фактически ввел транспортную блокаду своего соседа. Блокируется перевозка грузов по железной дороге, необходимых для строительства Рогунской ГЭС.
Наблюдатели отмечают и факт личной неприязни Ислама Каримова и Эмомали Рахмона. Каримов считает таджикского президента своим должником, поскольку Рахмонов, ставший после 2006 года именовать себя Рахмоном, пришел к власти не в последнюю очередь благодаря открытой поддержке Ташкента. Эмомали Рахмон расценивает такую постановку вопроса как оскорбительную для себя.
Рахмон заявил, что в прошлом хорошо относился к коллеге из Узбекистана, Исламу Каримову, однако впоследствии изменил свое мнение. «Этот человек борется против всего таджикского, не хочет развития нашей страны, закрывает дороги, отключает в холодную зиму нам электричество», - заявил Рахмон.
В борьбе за строительство Рогуна Душанбе активно ищет поддержки Вашингтона. США в вопросе строительства ГЭС занимает крайне осторожную позицию, не желая нервировать Узбекистан - основного американского партнера в Центральной Азии. Тем не менее, Вашингтон системно наращивает свое присутствие, как политическое, так и военное, в Таджикистане.
Еще в 2002-2003 годах Душанбе активно предлагал свою территорию для сил натовской коалиции в Афганистане. Тогда это предложение не вызвало особого интереса США, поскольку Вашингтон получил базы в Узбекистане и Киргизии.
Однако сейчас предложение Душанбе из-за последних событий в Киргизии может быть востребовано. Речь идет о военно-воздушной базе Айни. В середине 2000-х годов Индия вложила средства в ее модернизацию, но индийская техника там так и не появилась. Сегодня база законсервирована. Считается, что Россия и США ведут скрытую борьбу за право пользования этим военным объектом.
Кроме того, по словам американского посла в Таджикистане Кеннета Гросса, сейчас строится специальный тренировочный центр в местечке Каратаг, который находится в 45 километрах от Душанбе. Открытие центра запланировано на 2011 год. Обойдется он американскому бюджету в 10 миллионов долларов. Центр будет находиться в ведении Национальной гвардии Таджикистана, но тренироваться там могут и другие силовые и армейские подразделения. Пока не говорится о постоянном присутствии американских инструкторов в этом центре, однако такая возможность рассматривается.
Россия в Таджикистане имеет крупнейшее военное присутствие в регионе ЦА. Россия получила в долгосрочную аренду комплекс «Окно» и военную базу в Таджикистане на месте дислокации бывшей 201 дивизии. Комплекс «Окно» производит обнаружение, распознавание и вычисление орбит космических объектов в автоматическом режиме на высотах от 2 тыс. до 40 тыс. км. Комплекс также способен обслуживать и низкоорбитальные космические объекты с высотами полета от 120 до 2000 км.
Помимо России и США в Таджикистане резко возрастает влияния третьего глобального игрока - Китая. Сейчас Китай реализует 13 инвестиционных проектов по строительству и реконструкции мостов и дорог. Общая сумма этих проектов составляет почти 700 миллионов долларов. В целом сумма китайских кредитов и инвестиционных программ в Таджикистане составила почти 2 миллиарда долларов (российские инвестиции оцениваются менее 1 млрд. долларов).
Китайские инвесторы особое внимание уделяют развитию энергетики и транспортной инфраструктуры. Китайские строители уже сдали в эксплуатацию высоковольтные линии электропередач «Лолазор-Хатлон» и «Юг-Север». В дальнейшем инвесторы из КНР намерены построить Нурабадскую ГЭС и ввести в действие крупную ТЭЦ в Душанбе.
К сожалению, сегодня официальные лица в Душанбе очень редко произносят некогда любимую фразу Рахмона (уже не Рахмонова, как было в 90-е годы) о том, что «Россия - главный стратегический партнер Таджикистана».
Однако Россия имеет свои национальные интересы в этой центральноазиатской республике. Прежде всего, речь идет о борьбе с наркотрафиком из Афганистана через территорию Таджикистана.
Уход российских пограничников с афгано-таджикcкой границы привел к негативным результатам: по некоторым оценкам, более 70 процентов афганского героина попадает в Россию через Таджикистан.
Директор Федеральной службы РФ по наркоконтролю Виктор Иванов заявил, что возвращение российских пограничников в Таджикистан для охраны границы с Афганистаном было бы полезным.
России в ближайшее время предстоит выработать новые подходы к Таджикистану, существование которого как независимого и единого государства невозможно без активной и доброжелательной позиции Москвы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции