Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рецензирование учебных изданий для вузов. Справка

Рецензирование учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений проводится с целью оценки соответствия их содержания государственным образовательным стандартам, примерным или рабочим программам дисциплин (предметов), современному научному и технологическому состоянию соответствующей сферы деятельности.

Рецензирование учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального (НПО), среднего профессионального (СПО), высшего профессионального (ВПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО) проводится с целью оценки соответствия их содержания государственным образовательным стандартам, примерным или рабочим программам дисциплин (предметов), современному научному и технологическому состоянию соответствующей сферы деятельности с учетом уровня профессиональной образовательной программы, а также требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных изданий.

Объектом рецензирования являются печатные и электронные учебные издания.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2007 года подготовка рецензии на учебные издания осуществляется уполномоченными государственными учреждениями.

Организационно техническое обеспечение деятельности по подготовке рецензии возлагается Приказом на Федеральное государственное учреждение "Федеральный институт развития образования" и государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет печати" (базовые учреждения).

Федеральное государственное учреждение "Федеральный институт развития образования" организует подготовку рецензий на учебные издания: начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет печати» организует подготовку рецензий на учебные издания: высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Для получения рецензии заказчик направляет в одно из базовых учреждений следующие документы и материалы:

1. Сопроводительное письмо в адрес руководителя базового учреждения с просьбой об организации подготовке рецензии на представляемое учебное издание.

В письме указываются реквизиты заказчика (адрес электронной почты обязательно), название и вид учебного издания; краткая информация об учебном издании и его выходные данные: количество авторских листов или объем в мегабайтах для электронного учебного издания, номер издания (первое или переиздание), планируемый тираж и год выпуска; фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов (редактор), их ученые степени и звания, место работы и должности; по какому государственному образовательному стандарту, примерной или рабочей программе учебное издание подготовлено; его читательское назначение.

Для электронного учебного издания, кроме вышеперечисленного, указываются: количество печатных знаков с пробелами; количество слайдов; среднее количество функциональных элементов, расположенных на одном слайде; общая продолжительность времени воспроизведения звуковых и видеофрагментов.

2. Учебное издание.

Для печатного учебного издания: подготовленный к изданию материал (в одном экземпляре) в виде оригинал-макета или готового печатного издания при переиздании; для электронного учебного издания: электронный носитель (собственно электронное учебное издание); эксплуатационные документы, в том числе руководство пользователя; формуляр электронного учебного издания, в том числе лицензионное соглашение; упаковку.

3. Примерная программа дисциплины.

4. Гарантийное письмо на бланке организации заказчика в адрес базового учреждения с указанием банковских реквизитов для оплаты работы по рецензированию.

В случае представления неполного комплекта материалов базовое учреждение возвращает все материалы заказчику.

При соответствии поступивших материалов установленным требованиям, базовое учреждение в течение пяти рабочих дней заключает с заказчиком договор на организацию получения рецензии, а с уполномоченным учреждением - в течение пяти рабочих дней после поступления денежных средств заказчика на счет базового учреждения - на проведение рецензирования.

Для организации рецензирования уполномоченное учреждение создает Экспертный совет, положение о деятельности которого разрабатывается и утверждается самим уполномоченным учреждением. По решению Экспертного совета к рецензированию привлекаются внешние и внутренние рецензенты.

Рецензия на бланке уполномоченного учреждения передается в соответствии с договором в базовое учреждение. Базовое учреждение регистрирует рецензию.

В случае отрицательного мнения рецензента, выводы последнего должны быть достаточно аргументированы и четко сформулированы в заключительной части рецензии.

Отклоненное учебное издание может быть повторно представлено на рецензирование в то же базовое учреждение после доработки по замечаниям рецензента уполномоченного учреждения, но не ранее, чем через шесть месяцев после отклонения.

Повторное рецензирование организуется тем же базовым учреждением.

Рецензия действительна в течение периода действия соответствующих государственных образовательных стандартов профессионального образования с момента регистрации ее уполномоченным учреждением.

На переиздание типового учебного издания повторное рецензирование не требуется.

Базовые учреждения размещают на своих сайтах информацию об учебных изданиях, получивших положительные рецензии, а для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы НПО и СПО, ежегодно издаются перечни учебных изданий.

Издающая организация (издательство) на основании рецензии размещает на лицевой стороне титульного листа (или титульного экрана) в подзаголовочных данных сведения о результатах рецензирования, указанные в пункте 5 рецензии.

Например: "Рекомендовано Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный строительный университет" в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Строительство".

Получение грифа УМО (учебно-методическое объединение вузов)

Учебно-методическое Объединение (УМО) по классическому университетскому образованию (ранее Учебно-методическое Объединение университетов СССР) было создано на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 1987 г. В состав УМО по классическому университетскому образованию в настоящее время на добровольных началах входят более 80 государственных университетов России.

В связи с большим разнообразием университетских специальностей и направлений в УМО по классическому университетскому образованию создан ряд структурных подразделений. Это 22 учебно методических Совета (УМС) по группам родственных специальностей и направлений. Председателями этих советов назначены деканы соответствующих факультетов МГУ.

Одна из основных задач объединения - рецензирование рукописей учебников и учебных пособий, подготовленных к изданию для присвоения грифа УМО.

Присвоение грифа УМО реализуется через процедуру экспертизы учебного издания, организуемой учебно-методическим советом (УМС) по соответствующей группе специальностей и направлений подготовки. На основании результатов этой экспертизы руководство УМС принимает решение о присвоении или об отказе в присвоении искомого грифа. Это решение утверждается заместителем председателя Совета УМО.

Гриф УМО может присваиваться учебным изданиям по дисциплинам федерального компонента циклов ОПД (общепрофессиональные дисциплины), ГСЭ (гуманитарные и социально-экономические дисциплины) и ЕН (общие математические и естественнонаучные дисциплины) (если эти дисциплины вошли в государственный образовательный стандарт (ГОС) по рекомендации УМО), а также по дисциплинам национально-регионального (вузовского) компонента, специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций при условии регистрации этих специализаций в УМО.

Гриф УМО свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программе дисциплины и другим требованиям, установленным УМО при проведении экспертизы учебных изданий.

Для решения вопроса о присвоении грифа УМО заявитель (издательство, вуз, автор) направляют на имя Председателя соответствующего Учебно методического совета (УМС) следующие материалы:

1. Сопроводительное письмо, подписанное руководителем вуза (факультета) или издательства, в котором дается краткая информация об издании, его выходные данные (название рукописи, фамилия, имя, отчество автора (авторов), планируемый тираж и год выпуска, объем в печатных листах), название дисциплины (с указанием цикла ГОС, к которому относится эта дисциплина) и наименование ГОС с указанием кода по новому Перечню направлений подготовки (специальностей) ВПО (высшее профессиональное образование), по которому подготовлена рукопись и указывается исполнитель (фамилия, имя, отчество, контактные данные).

2. Авторский вариант (без редакторской правки) рукописи в одном (двух) экземплярах (предпочтительным является представление электронной версии рукописи).

3. Выписку из протокола заседания ученого совета вуза (факультета) о представлении к присвоению грифа УМО по классическому университетскому образованию.

4. Гарантийное письмо от заявителя на оплату работ по проведению экспертизы и присвоению учебному изданию грифа УМО (с указанием банковских реквизитов оплачивающей организации и контактных данных ответственного лица).

Рецензии на учебное издание составляются экспертами с учетом вопросов, например: новизна содержания, соответствие современному научному уровню (по данному направлению), степень освещения практических вопросов, их актуальность и т.д.

На основании этих рецензий УМС формирует итоговое экспертное заключение на рукопись, которое подписывает руководство соответствующего УМС, и оформляет письмо-решение о присвоении грифа УМО. В случае отказа о присвоении грифа УМО составляется письмо заключение, аргументирующее данный отказ.

Отклоненное учебное издание может быть повторно представлено на рассмотрение в УМО после доработки по замечаниям, отраженным в итоговом экспертном заключении, но не ранее, чем через три месяца после отклонения. Повторная экспертиза осуществляется на общих основаниях.

Издающая организация (издательство, вуз), выпустившая учебное издание с грифом УМО, обязана представить в соответствующий УМС один экземпляр данного издания в месячный срок со дня выхода его в свет.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала