17 августа 2009 года навсегда вошло в историю российской энергетики. Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС разделила мир на «до» и «после» аварии. Годы уйдут на восстановление станции , но еще больше времени потребуется, чтобы люди, пережившие потерю близких, смогли вернуться к нормальной жизни. Понимая, что вопрос помощи пострадавшим - первая и наиглавнейшая задача, ОАО «РусГидро» сразу же объявило о том, что поможет всем, кто потерял своих родных и близких в трагедии. О том, что уже сделано и что еще предстоит сделать в плане социальной реабилитации пострадавших, рассказал заместитель Председателя Правления ОАО «РусГидро» Михаил Алексеевич Мантров.
- Насколько серьезна поддержка, оказанная компанией семьям и родным погибших, а также пострадавшим в аварии?
- Уровень поддержки людям я могу назвать беспрецедентным. Ни одна российская компания не знает таких программ помощи, хотя как Вы понимаете, мы живем в индустриальном обществе, и аварии происходят – на транспорте, в машиностроении, на горнорудных предприятиях.
- Почему решили помочь? Это попытка компании обелить себя?
- Точно можно сказать, все это делалось не для публичного пространства. Мы не озвучиваем суммы выплат, таких утечек от нас нет. В период обсуждения внутри компании возможных уровней компенсаций мы провели анализ подобного рода аварий, просмотрели выплаты, которые делались во время различных техногенных и природных катастроф.
Могу сказать одно - наши выплаты кратно больше.
- Почему были приняты такие решения?
- Энергетики - это особая каста, профессиональное сообщество, и пусть не каждый день чувствуется плечо поддержки в этом сообществе, но в критические моменты сразу возникает желание оказать помощь. Почти сразу после аварии начался сбор пожертвований для семей погибших и пострадавших. Энергетики незамедлительно откликнулись на объявленную акцию – за счет отчислений из заработной платы, личных средств сотрудников энергокомпаний было собрано более 60 миллионов рублей.
Понятно, что погибших не воскресишь никакими деньгами. Но помочь людям - это было главным. Понимало это и руководство компании, когда принимало решения по выделению средств. Я думаю, что если вопрос - (зачем выплаты) задать людям в компании, которые конкретно принимали решение по деньгам - они не ответят на него. Это нормальная человеческая эмоция, очень позитивная и естественная - помочь.
Одновременно мы тщательно проанализировали каждый отдельный случай и осуществляем постоянный контроль расходования средств, предназначенных для пострадавших. В настоящее время мы произвели единовременные выплаты семьям погибших и пострадавших в полном объеме, в том числе возместили моральный ущерб. Продолжается выплата ежемесячных пособий семьям с детьми до 18 лет, а также стипендий детям погибших.
Должен отметить, помощь пострадавшим - огромная работа, и она не ограничивается решением финансовых вопросов. Еще важнее приложить усилия для снятия социально-психологических последствий аварии. И здесь нам помогают сами люди. Как ни печально это звучит, горе по-настоящему объединяет людей. Приведу пример, на волне аварии в поселок Черемушки хлынули различные секты, чтобы на горе людей набрать себе авторитет. Их появление вызвало у черемушкинцев настоящее негодование. И жители, объединив усилия, сделали все возможное, чтобы не допустить сектантов в поселок. И это, я считаю, очень положительный объединяющий момент.
- Из-за этих выплат не боитесь, что в Черемушках расцветет так называемый «бесланский синдром», когда людей, получивших значительные компенсации, ненавидят окружающие?
- Расскажу историю. Я в регионе общался с руководителями школ, детских садиков, с людьми, которые работают в бюджетных организациях. Они получают очень небольшие деньги - 5-6 тысяч рублей. Причем работники станции, живущие в поселке Черемушки, составляют всего одну треть жителей. И они, конечно, получают значительно больше. И зачастую вот эти две трети людей, не работающих в энергетике, мягко говоря, не любят станционных. В итоге - серьезнейшая проблема и ее решение лежит, на мой взгляд, в сфере создания в «РусГидро» новой социальной стратегии. Сейчас перед компанией стоит капитальная задача - надо брать на себя систему социального обеспечения сотрудников. В настоящее время РусГидро совместно с Правительством Республики Хакасия разработана Программа комплексного развития инфраструктуры поселка Черемушки в период до 2014 года. Перечень первоочередных мероприятий Программы и порядок их финансирования был утвержден Советом директоров Компании 31 августа т.г.
Предстоит сделать очень и очень многое. Ряд социальных объектов поселка находится в ветхом состоянии и требует серьезной реконструкции. Часть мероприятий уже завершено к началу нового учебного года. Отдельно хочется сказать о школе № 2. Ей мы уделяем особое внимание – это один из наших первоочередных объектов. Мы проведи в школе полный ремонт. И 1 сентября ребятишки пришли в совершенно новые и современно оснащенные учебные классы. Главным же нашим подарком ко Днюзнаний стал оборудованный в школе интерактивный класс-комплекс. Он уникален не только для образовательных учреждений Сибири, но и всей страны. Класс оборудован столами для четверых учеников ,оснащен монитором и пультом управления. А главная его изюминка - огромный десятиметровый монитор с виртуально-реальным, максимально наглядным изображением.
Также закончился капитальный ремонт тренажерного зала в Физкультурно-спортивном комплексе поселка. Мы оборудовали его новыми современными тренажерами. Сейчас ведется реставрация дорожного покрытия центральной площади перед ДК «Энергетик». В ближайших планах- оборудование детских площадок во дворах жилых домов, благоустройство территории пруда и территории парка.
До 2014 года мы планируем отремонтировать детский сад «Щелкунчик» и школу № 1, Черемушкинскую детскую школу искусств и два корпуса поселковой больницы. Для нее, кстати, будет приобретено новое медицинское оборудование. В поле нашего зрения и поселок Майна, находящийся недалеко от Черемушек. Здесь будем ремонтировать электросети и вентиляцию родильного дома.
- Если кто-то напрямую обращается в «РусГидро» за помощью, вы ему помогаете?
- Да, конечно. У нас есть общественная приемная в Черемушках, и каждый житель поселка туда может обратиться со своей просьбой. Это нормальный процесс, мы его только усиливаем и сворачивать не собираемся. Мы создали Координационный совет для работы с благотворительными фондами, собиравшими деньги для пострадавших. В Координационный совет пригласили не только представителей фондов, но и членов семей пострадавших, администрации поселка, профсоюзов и ведем работу по оказанию помощи пострадавшим. В тоже время я считаю, что материальная сторона не должна подменять человеческого общения, а крен такой, увы, случился.
- Что вы ждете в итоге от людей? Что хотите от них услышать?
- Знаете, мы стараемся настраивать каждого на созидание, на дальнейшую жизнь. Я был бы рад, если бы каждый сумел бы себя настроить на позитив, на жизнь - это самое правильное. Тут не вопрос благодарностей для компании, а вопрос выбора между страданием и возвращение к нормальной человеческой жизни.
- По Вашему мнению, что- то изменилось в поселке за год?
- Безусловно, для Черемушек это был очень тяжелый год. Наверное, самый тяжелый за все время существования поселка. Но жизнь продолжатся, нужно идти вперед – люди понимают это. И РусГидро, со своей стороны, прилагает максимум усилий для того, чтобы помочь людям. Это наш долг и святая обязанность. И сегодня, и в будущем.