Телевизионной игре «Что? Где? Когда?» в субботу исполняется 35 лет. Генеральный директор телекомпании «Игра-ТВ», соавтор передачи «Что? Где? Когда?» Наталья Стеценко в интервью РИА Новости рассказала, в чем секрет долголетия программы и как изменились знатоки и телезрители игры.
- Что позволило программе «Что? Где? Когда?» продержаться на телевидении 35 лет?
- Во-первых, я считаю, что это возможность зрителя, человека подглядеть за тем, как вообще человечество творит. Минута обсуждения – это момент творчества, когда придумывается решение в данную конкретную минуту. Мы по жизни не можем этого увидеть никогда и нигде. Мы не можем залезть в голову человеку и понять, как это происходит. Здесь это происходит на наших глазах. Аналога этому нет. Кроме того, это все-таки момент общения людей, который мы тоже видим. Мы можем наблюдать за тем, как человек, находясь в такой экстремальной ситуации, в которой находятся знатоки, может проявить свои лучшие и худшие качества. Это то, что нам показывает художественное кино, искусство, книга, но не показывает документалистика. А здесь человек проявляется прямо на наших глазах.
Кроме того, в «Что? Где? Когда?» всегда менялись какие-то второстепенные для передачи вещи, которые менялись в стране. Например, это отношение к ценностям, в частности, отношение к книгам. Это не значит, что к книге стали относиться плохо, но в свое время книга –была ценностью, которую нельзя было купить, достать, поэтому это был приз гораздо дороже, чем любой другой. Позже появилась возможность купить книгу за любые деньги, и поэтому деньги вышли на первое место.
- Что, на Ваш взгляд, изменилось в программе за последние годы больше всего? Вопросы, знатоки, телезрители?
- Вообще изменилось все. Потому что те вопросы, на которые знатоки отвечали 30, 20 и даже 10 лет назад, - сегодня эти вопросы для знатоков очень простые. Знатоки бы их щелкнули в одну минуту, поскольку с годами приобрели большой опыт. Причем они приобретают опыт и за счет игры в этом зале, и за счет игр на чемпионатах, и за счет того, что они знакомятся с вопросами в Интернете, смотрят эту передачу и другие игровые программы. Объем их знаний значительно увеличился, поэтому сейчас это совершенно другие вопросы. Следовательно, изменились и телезрители. Ведь телезрители вынуждены теперь искать уникальную информацию, придумывать вопросы другого уровня. Я уже не говорю о знатоках, которые, естественно, изменились за это время. Если раньше это были потенциальные способные люди, достаточно непосредственные, наивные, то многие из них за это время превратились в опытных, признанных знатоков. Они меняются как личности, как люди. В конце концов, у них уже и внуки выросли.
- Одной из особенностей «Что? Где? Когда? является голос ведущего за кадром. Не хотите поменять формат и вывести ведущего в кадр?
- Лично я к этому отношусь достаточно сложно. На самом деле нет такого аналога, другой телевизионной программы, при которой ведущий является, по сути, и режиссером, и телезрителем одновременно. Когда ведущий работает в зале, он не видит того, что видит телезритель – это совершенно другой ведущий, он просто выполняет свою функцию. А Борис Крюк в данном случае исполняет роль и ведущего, и режиссера. Всеволод Мейерхольд говорил «режиссер – это идеальный зритель». В данном случае Борис-режиссер – это идеальный зритель, который видит то же самое, что видит телезритель. Все то, что показывают камеры, те эмоции, которые возникают за игровым столом, он воспринимает точно также как воспринимает телезритель. Если бы он работал в зале, у него было бы совершенно другое ощущение. Поэтому с точки зрения творческой, на самом деле, это, по сути, наша уникальная находка и отказываться от нее не хотелось бы.
Можно было бы придумать какие-то приемы для того, чтобы ведущий вышел в кадр, но они будут достаточно формальны.
- Аудитория игры, на Ваш взгляд, не сократилась в последнее время? «Что? Где? Когда?» по-прежнему интересна телезрителю?
- Смотря от чего отсчитывать. Рейтинги у передачи и сегодня очень высокие. Если вспомнить, когда передача только начала выходить в эфир, было всего два или четыре телеканала, а сейчас – боюсь представить эту цифру, то, конечно, зрительская аудитория распределяется на все эти каналы. Конечно, если сравнивать с теми годами – тогда, можно сказать, смотрели все, может быть кроме грудничков. Сейчас, конечно, зритель выбирает и какую-то другую продукцию, которая тоже достаточно интересная.
Но, во-первых, у нас очень много зрителей, которые смотрят нас всегда, не перестают смотреть, а во-вторых, очень много зрителей, которые присоединяются. Поэтому очень трудно определить процентное отношение, но рейтинги очень высокие для программы, которая идет уже 35 лет.
- Каково будущее программы? Говорили, что этот формат может быть продан за границу…
- Это к нам обращаются с предложением купить этот формат. Эта игра уже идет в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Украине, Грузии. Сейчас уже прошли первые съемки в США – канал ABC будет показывать эту программу. Дальше все будет зависеть от того, как ее примет зритель, но съемки прошли с успехом.