МОСКВА, 3 сен - РИА Новости, Елена Гуткина, Ольга Липич, Виктор Хруль. Религия в России после того, как ее в течение 70 лет подавляли, еще не играет большой роли из-за недостаточной зрелости убеждений людей и недооценки важности регулярных религиозных практик, считают представители традиционных конфессий.
На днях крупнейшая американская социологическая служба "Гэллап" (Gallup) опубликовала данные опроса, согласно которому религия все также остается значимой для жителей бедных стран, для богатых же не представляет большого интереса. "Гэллап", опросив 114 стран, отмечает, что в России живет 34% людей, для которых религия в жизни играет важную роль, в Британии - 27%, во Франции - 30%.
Хребет русской ментальности
Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский считает, что к исследованию уровня религиозности в России нельзя подходить с обычными для других стран мерками, поскольку в стране на протяжении 70 лет велись гонения на религию.
"У нас вообще был сломлен хребет русской ментальности - целое сословие священнослужителей вытравливалось, было фактически изъято из общественной жизни. И мы будем ощущать это еще в течение многих десятилетий", - сказал он РИА Новости.
Возрождение же религиозной жизни во времена Хрущева и Брежнева, по его словам, началось не с беднейших и малообразованных слоев населения, а с того, что к Церкви, в храмы потянулась интеллигенция, ученые - мыслящие городские жители.
"Теперь мы имеем тенденцию, которую не имеет ни одна христианская страна, - религия из "деревенской" превращается в "городскую", - сказал Вигилянский.
Кроме того, она стала, по его мнению, "более мужской" - раз в десять, по сравнению с ситуацией 20-летней давности, а также "более молодой" и, самое главное, - "более образованной".
Но в целом религия в России еще не играет такой большой роли, какую играла до революции, отметил собеседник агентства.
Эмоции, лишь эмоции
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский считает, что все дело в специфике религиозности людей. По его словам, религиозность соотечественников, прежде всего, отличается "повышенной эмоциональностью в сравнении с религиозностью западноевропейцев".
Он считает, что в России "эмоциональное переживание контакта с Богом приводит к недооценке важности регулярных религиозных практик".
"Религиозность россиян трудно назвать зрелой. А зрелость необходима для интеграции всех аспектов жизни верующего человека: не только его эмоций, но и воли, и разума, от которых зависит образ жизни человека и его участие в религиозных практиках", - сказал собеседник агентства.
На "внешнем" уровне
Главный раввин России от Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) Адольф Шаевич считает, что настоящих верующих людей сегодня не так много, потому что многие после религиозного "бума" в первые посткоммунистические годы остались на первом уровне понимания религии - внешнем.
По его словам, позже люди стали понимать, что недостаточно надеть на себя какой-либо религиозный атрибут, что "есть какие-то религиозные обязательства и ответственность перед Всевышним".
"Очень многие остались на этом внешнем уровне... В кабинетах чиновников иконостасов столько, что патриарх позавидует", - заявил он.
Первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Альбир Крганов, в свою очередь, предложил проводить специальный "ликбез" по религии для людей.
"К сожалению, когда люди говорят, что они верят, они часто сумбурно себе представляют, что есть религия... О религии сегодня реально знают очень мало", - отметил он.
Тем не менее, несмотря на некоторую незрелость российских граждан в религиозных убеждениях, по его мнению, издревле русские были духовным народом.
Чем богаче, тем...
Президент Российской Ассоциации буддистов школы Карма Кагью Александр Койбагаров как буддист не согласился с тезисом опроса "Гэллап" о прямой взаимосвязи уровня жизни и религиозности. Он считает, что "чем богаче, образованней и свободнее общество, тем более оно религиозно".
По его словам, это религиозность уже другого плана.
Назовем ее "философская" религиозность. Это не приверженность догмам и обрядовой стороне народных религий, а поиск смысла существования, путей освобождения от страдания и страха смерти, способов достижения полной реализации и счастья. Поэтому, говоря о буддизме, мы наблюдаем рост числа его последователей и его значимости в "богатых" странах", - считает он.