1 сентября исполняется шесть лет с того дня, как группа террористов захватила школу №1 в городе Беслан. В заложники были взяты более 1100 человек. 3 сентября в ходе стихийно начавшейся операции заложники были освобождены. Всего в результате террористической акции погибли 334 человека.
1 сентября 2004 г. в г. Беслане (Северная Осетия) отряд террористов захватил здание средней общеобразовательной школы №1. В отряд входили более 30 человек, среди них были и женщины. Командовал отрядом Расул Хачбаров, также известный под прозвищем Полковник.
Во время проводившейся во дворе учебного заведения праздничной линейки из подъехавшего укрытого тентом грузовика выскочили вооруженные люди и, открыв стрельбу из автоматического оружия поверх голов собравшихся, стали сгонять всех присутствующих в здание. Убежать, воспользовавшись паникой, удалось лишь немногим. Количество заложников, согласно первоначальным данным, составило 354 человека. Впоследствии оказалось, что их было намного больше ‑ 1128 человек. Подавляющее большинство из оказавшихся в плену составляли дети, в том числе дошкольного возраста.
Сначала террористы, согнав большую часть заложников в спортивный зал и заминировав его и ряд других помещений, не выдвигали никаких требований, но по прошествии некоторого времени заявили, что хотят видеть президента республики Северная Осетия-Алания Александра Дзасохова, президента республики Ингушетия Мурата Зязикова и директора НИИ медицины катастроф доктора Леонида Рошаля. По некоторым данным, террористы также потребовали вывода федеральных сил с территории Чеченской республики и освобождения ранее арестованных террористов.
Попытки перевести разговор с террористами в более конструктивное русло и решить вопрос об освобождении заложников без силового вмешательства оказывались безуспешными. При этом все переговоры ввелись в одностороннем порядке – боевики сами в нужное им время выходили на связь с представителями оперативного штаба. Единственным человеком, которого боевики на следующий день – 2 сентября – согласились впустить в здание школы, оказался экс-президент республики Ингушетия Руслан Аушев. Последнему удалось убедить захватчиков отпустить вместе с ним лишь порядка 25 женщин и маленьких детей.
3 сентября была осуществлена стихийно начавшаяся операция по освобождению заложников. В полдень к зданию школы прибыл автомобиль с четырьмя сотрудниками МЧС РФ, которые должны были забрать с территории школьного двора трупы застреленных террористами людей. В этот момент в самом здании неожиданно раздались два или три взрыва, после чего с обеих сторон началась беспорядочная стрельба, а из окон и образовавшегося в стене пролома стали выпрыгивать дети и женщины (почти все оказавшиеся в школе мужчины были расстреляны террористами в течение первых двух дней).
Итогом террористической акции стали 334 погибших и умерших от ран, в том числе 318 заложников, из которых 186 – дети, а также 10 сотрудников Центра специального назначения ФСБ РФ (ЦСН ФСБ РФ), два сотрудника МЧС и 15 сотрудников милиции. Ранены были 810 человек - заложников и жителей Беслана, а также сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих.
Помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, заложники испытали тяжелейший психологический шок. Более 50 часов, проведенных пленниками в здании школы, террористы отказывали им в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов.
Здание школы оказалось практически полностью разрушенным.
Из боевиков был задержан лишь один – Нурпаша Кулаев.
Обвинения Кулаеву были предъявлены по девяти статьям, в том числе по трем из них ‑ на пожизненное лишение свободы.
Кулаев в ходе расследования признал себя виновным по большинству предъявленных ему обвинений (в том числе в бандитизме, терроризме и захвате заложников), но отказался от обвинений в убийствах мирных граждан и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Более того, по словам Кулаева, он вообще не знал о готовящемся захвате школы и участвовал в акции по настоятельной просьбе собственного брата (уничтоженного в ходе штурма Ханпаши Кулаева) о помощи в захвате некоего блокпоста.
26 мая 2006 г. Верховный суд Северной Осетии признал обвиняемого в терроризме Нурпаши Кулаева виновным по всем статьям предъявленных ему обвинений и приговорил его к пожизненному заключению.
Процесс длился год, в ходе судебных слушаний по делу Кулаева было оглашено около тысячи показаний потерпевших, помимо этого, еще около 300 потерпевших были допрошены в зале суда. В суде также дали показания 69 свидетелей обвинения, еще несколько десятков свидетелей были вызваны в суд по требованию потерпевших. Подсудимый был признан виновным в бандитизме, терроризме, убийстве, посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов, захвате заложников, незаконном хранении, ношении, приобретении оружия, боеприпасов взрывчатых веществ ‑ всего восемь составов преступления.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников