Рейтинг@Mail.ru
Малокомплектные школы Москвы влетели в "демографическую яму" - РИА Новости, 31.08.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Малокомплектные школы Москвы влетели в "демографическую яму"

Читать ria.ru в
Борьба московских чиновников с последствиями "демографической ямы" 90-х и с дефицитом мест в детских садах обернулась скандалами - родители и учителя негодуют из-за сокращения и перепрофилирования школ.

МОСКВА, 31 авг - РИА Новости. Борьба московских чиновников с последствиями "демографической ямы" 90-х и с дефицитом мест в детских садах обернулась скандалами - родители и учителя негодуют из-за сокращения и перепрофилирования школ.

С начала учебного года в столице прекратят свое существование 19 малокомплектных школ - их присоединят к средним школам, в которых также недокомплект. В течение учебного года та же участь постигнет еще 17 учебных заведений. Некоторые школы передадут в детсады или превратят в Центры образования, где соседствуют младшие школы и дошколята.

Большие планы

Утвержденные московским правительством планы предполагают, что в 2010-2011 годах будут реорганизованы 36 малокомплектных государственных общеобразовательных учреждений, а в следующем году - еще десять.

"Реорганизация предполагает слияние малокомплектных школ численностью менее 350 человек с другими школами", - пояснил РИА Новости руководитель пресс-службы департамента образования Москвы Александр Гаврилов.

Еще один сценарий - преобразование школ в Центры образования, включающие и школьное, и дошкольное образование. Конечно, из детсадовцев в такие школы попадают только старшие, то есть подготовительные группы детей - 5-6 лет. Самые маленькие ребятишки (3-4 года) остаются в садиках. Освободившиеся от подготовительного возраста места в детсадах также занимают самые маленькие возраста. Всего, таким образом, чиновники надеются создать около 4,5 тысячи детсадовских мест. Для сравнения - очередь в московские детсады составляет около 20,5 тысячи.

Сейчас в Москве насчитывается более 200 малокомплектных образовательных учреждений. По мнению чиновников, причин такой низкой численности может быть несколько. Во-первых, в Москве есть районы с "низкой численностью детского населения". Во-вторых, школа может быть "слабой" в учебном плане, и родители просто не хотят отдавать туда своих детей.

Впрочем, на пресс-конференции 23 августа начальник департамента образования Москвы Ольга Ларионова заверила, что 75 малокомплектных школ никогда не закроются. "Потому что они находятся в таких микрорайонах, где других школ нет - ни в шаговой доступности, ни даже в большем радиусе действия", - пояснила она.

Особо чиновники подчеркивают, что начатая в этом году кампания нова только по своим масштабам, но не по сути. По словам представителя пресс-службы департамента образования, работа по реорганизации малокомплектных школ проводится ежегодно.

Так, к началу учебного года 2009-2010 из 254 образовательных учреждений было реорганизовано 25, в том числе школы, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и учреждения среднего профессионального образования.

Скандальная реорганизация

Впрочем, есть школы, в которых низкая численность обусловлена или спецификой учащихся - например, это дети-спортсмены или дети с ограниченными возможностями - либо тем, что обучение в ней ведется по специальной программе, и подразумевающей маленькое количество учеников.

Как правило, именно в этих школах родители и учителя и недовольны начавшимися преобразованиями. Реорганизация уже вызвала целую череду скандалов.

Например, 27-ю Открытую школу в Центральном административном округе, специализирующуюся на воспитании одаренных детей (юных музыкантов и спортсменов), из-за ее малокомплектности сливают с обычным Центром образования №354. По словам чиновников, в Открытой школе сейчас всего 200 учеников. В ответ руководство школы, число учеников в которой еще пару лет назад составляло 700, в ее малокомплектности винит как раз чиновников, ограничивших прием детей.

В Северо-Восточном административном округе столицы школу №287 для детей с ослабленным здоровьем (она так и называется - "Школа здоровья") присоединят к школе №271.

А в Юго-Восточном округе лишившуюся ветхого здания школу №469 присоединяют к школе №1321 "Ковчег" для детей-инвалидов. Какие риски это несет для детишек с ограниченными возможностями, пояснять не надо.

Не особо рад и коллектив школы №469 - в мае учителя даже провели пресс-конференцию под красноречивым названием "В Москве началось уничтожение школ". Педагоги утверждают, что малокомплектной школа стала просто потому, что ждала окончания строительства нового здания школы, поэтому новые ученики в нее не принимались.

Учителя должны изменить отношение

"Недовольство педагогических коллективов связано с тем, что ряд коллективов привыкли работать тихонечко, в своих маленьких школах", - заявляла на пресс-конференции начальник департамента образования Москвы Ольга Ларионова.

По ее утверждению, чиновники стараются вливать небольшие школы в те, в которых уровень обучения выше среднего - "в которых все хотят учиться и родители чуть ли не ночью в очередь встают, чтобы в школу записаться".

А учителя из малокомплектных школ, говорит Ларионова, "должны свое отношение к работе изменить".

"Сегодня московское образование имеет возможность выбирать учителей, потому что прошло то время, когда нам учителей не хватало, - намекает она. - Идет много молодежи, в ряде школ кадры укомплектовываются на конкурсной основе".

Что касается протестов родителей, то, предполагает начальница департамента образования, они связаны с тем, что "не до конца педагогические коллективы, окружные управления образования провели разъяснительную работу с родителями и педколлективами".

В школу досрочно

Как на самом деле ведется разъяснительная работа, характеризует такой случай: в пятницу, 27 августа, то есть всего за несколько дней до начала учебного года, в редакцию РИА Новости обратился встревоженный родитель ребенка, который должен пойти в школу только в следующем году. По его словам, с 1 октября детей из детсада №2397 (Марьино) переводят в школу №1965.

"Моему ребенку только пять лет, я не хочу переводить его в школу, - возмущается родитель. - Родителям неизвестны условия, в которых дети будут находиться в школе, распорядок дня, организация питания и отдыха, занятия, воспитатели. Что это за эксперимент? Для чего все это нужно?".

То, что его ребенок не станет раньше времени школьником, а продолжит ходить в детсад, просто в другое здание, родителю никто не объяснил.

Детсад вместо школы

Начальная школа №1715 из ЮЗАО (район Академический) стала одной из самых "горячих точек" на карте реорганизации. Она оказалась, можно сказать, меж перекрестных огней. Она попадает и под критерии малокомплектных школ.

Одновременно школа стала жертвой кампании московских властей по возвращению зданиям детсадов их изначальной функции - есть такое постановление мэрии от 2006 года, появившееся как реакция на дефицит мест в московских детсадах. У серьезных организаций вроде прокуратуры (такие примеры есть в том же ЮЗАО) или коммерческих фирм, которым в приватизации 90-ых достались помещения детсадов, отобрать здания назад под садики довольно трудно. А вот у муниципальных школ - легко.

Как пояснили РИА Новости опрошенные юристы, для этого вполне достаточно желания самих властей.

До 1995 года в школе действительно был детский сад, однако потом в связи с падением числа дошколят садик преобразовали в начальную школу.

В ней обучается 109 учеников, обучение идет по "инновационной воспитательной программе гуманной педагогики "Школа жизни"" известного педагога, доктора психологических наук Шалвы Амонашвили.


Как рассказала РИА Новости директор школы Елена Ладыгина, в течение учебного года школу передадут в систему дошкольного образования, на ее базе будет организован детский сад, а школьников переведут в другие учебные заведения. В этом году в нее уже не набирали первый класс, а после окончания 2010/2011 учебного года второй, третий и четвертые классы переведут в другие школы.

По словам Ладыгиной, в течение учебного года будет решено, переведут ли классы целиком или их расформируют по другим школам.

На днях в самом здании школы уже начаты ремонтные работы по подготовке здания к приему дошкольников - ведь им нужны не только учебные классы, но и игровые, и спальни, а значит, нужно где-то стирать белье и так далее. Директор надеется, что начинающийся ремонт не помешает самому учебному процессу.

Между тем родители учащихся в школе крайне негативно восприняли новость о ее закрытии.

"Система обучения в этой школе уникальна, а теперь она будет разрушена - ведь наших детей распределят по разным школам", - рассказала РИА Новости мама одного из учеников.

"На ключевые вопросы: где документы о закрытии школы, на основании каких документов проводится ремонт, и когда мы узнаем, куда будут переведены наши дети, нам так и не ответили", - возмущаются родители.

Решение о ликвидации школы принималось без общественного обсуждения, а начатые в здании школы ремонтные работы, как утверждают родители, не имеют необходимой документации - они не прошли экспертизу и согласование.

К тому же родители переживают, что сейчас в школе работает множество кружков, которые теперь, соответственно, будут закрыты.

Непоследовательность властей

Родителей возмущает и непоследовательность заявлений властей: на собрании в мае префект ЮЗАО Евгений Челышев обещал, что школу не будут расформировывать, а просто переведут в новое здание (аудиозапись собрания есть в распоряжении РИА Новости). Летом власти уже утверждали, что через год школу расформируют. Сейчас родители переживают, что учеников начнут переводить в другие школы уже в течение учебного года, и не целыми классами, а поодиночке.

Как заявила РИА Новости мама одного из школьников, недовольные родители уже подали жалобы в Гагаринскую межрайонную прокуратуру, департамент образования Москвы, Общественную палату и другие структуры.

"В школе №1715 обучалось 109 детей. В то же время в районе Академический в очереди в детские сады стоит больше 485 детей", - пояснили в ответ на запрос родителей чиновники департамента образования Москвы (этот документ также есть в распоряжении РИА Новости).

Префект ЮЗАО Евгений Челышев на встречах с родителями пояснял, что построить новый детсад "стоит в три-пять раз дороже", чем восстановить садик на старом месте. Кроме того, по его словам, в округе есть дефицит площадей, где можно было бы построить новый садик. В то же время, в школах округа есть недокомплект - они заполнены только на 80-85%.

Теперь родители школы №1715 всерьез обсуждают планы акций протеста - например, прийти на линейку 1 сентября, но потом отказаться заходить в классы. А на 25 сентября запланирован большой митинг, который, как надеются его организаторы из разных политических партий и движений, поддержат во многих городах России.

С учетом хода реорганизации можно прогнозировать, что на улицы выйдет большое количество человек. С ними просто не провели разъяснительную работу.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала