Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Благодаря усилиям французского президента Николя Саркози, «цыгане шумною толпою» вышли в передовые порядки дискуссий по иммиграционным, расовым, конфессиональным и прочим проблемам в ЕС, да и во всем мире. С тех пор, как Le Sarko объявил в июле поход «за цыганской душой кочевой», начал инвентаризацию цыганского населения и высылку нелегалов, вопрос вырос до досадного раздражителя в самом Евросоюзе и глобализовался до вмешательства комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации.
Последний в самом конце августа не преминул обратиться к Парижу с просьбой «избегать» массовой неоправданной высылки ромале из страны. Примерно в том же духе высказываются и руководящие органы ЕС.
Саркози (и Францию вообще) осуждают, критикуют (жестко и мягко) или просто журят теперь не только левые, правозащитные организации, оппозиция, а даже католическая церковь, протестантская церковь и раввинат Франции. Но французский президент не уступает никакой критике и готов довести начатое дело до конца. Он обещал убрать 200 незаконных лагерей (таборов) цыган и уже выдворил из страны около 1 тысячи душ «свободного народа». В основном в Румынию и Болгарию, но некоторые европейские «кочевники» переехали в Сербию. Ни о каких тысячах и десятках тысяч высылаемых речи, собственно, не идет.
Как всегда бывает с такой сложной штукой, как перемещение маложелающих того человеческих групп через границы, здесь всегда есть место для упреков в дискриминации, расовой, этнической и прочей нетерпимости. Внутри ЕС, ясное дело, ни один политик не испытывает никакого желания вторгаться в такие сложные материи: это всегда стоит голосов и большой нервотрепки. Поскольку Саркози превратил проблему в общеевропейскую и ею придется теперь заниматься всем, то это очень серьезно раздражает бюрократический Брюссель, а вместе с ним и все европейские столицы. Европейцы, конечно, не прочь послушать зажигательные цыганские песни (может, и не в такой степени, как мы в России), но чтобы испытывать любовь к тем, кто «ходит без границ» - такого нет. Да и сами цыгане на бытовом уровне дарят Европе изрядную головную боль, поскольку их «ремесло жизни», по большей части, выходит далеко за рамки законного зарабатывания денег. По последним опросам общественного мнения (газета «Фигаро»), 65% французов поддерживают акцию своего президента, а 69 % согласны с тем, что во Франции необходимо ликвидировать нелегальные таборы.
Вообще надо сказать, что у Николя Саркози в таком щекотливом вопросе, как регулирование въезда в страну или ее «чистка» есть немаловажное преимущество над всеми другими французскими политиками. Он, словно в доспехи, одет в собственное наследственное иммигрантское прошлое (23-й президент Франции и 6-й президент Пятой Республики, Николя Поль Стефан Саркози де Надь-Боча - сын эмигранта из Венгрии), а посему может позволить себе сказать или сделать то, что не в состоянии сказать или сделать любой другой политик с «чистыми французскими генами». Если это, конечно, не расиствующий радикал. Принцип: «Я сам вышел из них и уж я-то знаю, что это за публика», - всегда действует очень убедительно. Так что французский президент не только не уступает никакой критике, но и идет в наступление на тщедушный европейский либерализм в таком серьезном вопросе, как цыганский.
Франция на следующей неделе, 6 сентября, созывает специальное «неформальное» рабочее совещание министров внутренних дел ЕС. Правда, приглашены отнюдь не все члены, а только Италия, Испания, Германия, Британия, Бельгия и Греция, а также Канада. Последняя, в некотором роде - для «солидарного» участия. У Оттавы есть проблемы с венгерскими и чешскими цыганами - слишком много их едет в страну просить политического убежища. Приглашение будет направлено также США. В середине этой недели Париж намерен также провести «рабочую встречу» со всем руководством ЕС, чтобы разъяснить ему свой «цыганский курс». Французский премьер Франсуа Фийон уже заявил, что Брюсселю, вместо критики, следует тщательно во всем разобраться, и тогда он увидит, что никаких законов ЕС Париж не нарушает. Более того, на 13-14 сентября в Брюсселе назначена министерская конференция по проблемам миграции, а 21-22 октября во Франции пройдет совещание шефов полицейских управлений Германии, Франции, Италии, Испании, Польши и Британии. Париж намерен на нем предложить создать «Евроатлантические специальные силы по борьбе с тайной иммиграцией». Ясно, что Николя Саркози не даст «угаснуть» иммиграционной проблеме, к вящему неудовольствию многих европейских премьеров, которые боятся, что их теперь будет сильно «трепать» левая пресса и оппозиция.
Трепать есть за что, поскольку Франция совсем не одна, и не первая берется за регулирование «цыганского вопроса». Только остальные делали это тихо, а не гремели, как Саркози (ему предстоят в 2012 году перевыборы и, кроме наступления на незаконную иммиграцию, «купить» французов уже нечем). Ужесточить законы об иммиграции и насильно выдворить из страны «нелегалов» собираются Голландия, Дания, Швеция.
Берлин готовится в ближайшие год-два депортировать в Косово из страны 12 тысяч цыган. Они перекочевали сюда после бомбардировок Югославии и косовской войны в 1999 году. Выросшие за это время дети даже не говорят на сербском или албанском - только на немецком.
Муниципалитет Копенгагена намерен также «отчистить» столицу от сотни осевших там цыган с востока Европы. И Бельгия начинает «цыганскую чистку». Так что не только французы ополчились на своих gitanes.
Между прочим, Франция отнюдь не в первый раз проводит такое упражнение. В 2009 году она уже выслала из страны 10 тыс «цыганских нелегалов» в Болгарию и Румынию. На этот же раз либеральную общественность страны возмутило то, что Саркози впервые прямо связал преступность во Франции с цыганским нашествием. По утверждениям французского министерства внутренних дел, «цыганская преступность» во Франции возросла по сравнению с прошлым годом на 138%.
Самое поразительное во всей нынешней цыганской истории то, что сами ромале никаких особых протестов не высказывают, а тихо и спокойно отбывают в места «традиционного кочевья» - в Болгарию и Румынию. В приватном порядке многие говорят репортерам, что им-то как раз грех жаловаться: за « добровольный выезд» Париж платит по 300 евро взрослому и по 100 евро за каждого ребенка. Зачем, собственно, поднимать волну, если месяца через три или полгода можно будет все равно вернуться? Никак не протестуют также ни Болгария, ни Румыния (члены ЕС). Обе хотят вступить в Шенгенскую зону и боятся, что Франция наложит на их вступление вето.
Единственная страна, которая открыто и обеими руками «за» инициативу Саркози - соседняя Италия. Министр внутренних дел в кабинете Сильвио Берлускони Роберто Марони (от крайне правой антииммигрантской партии «Лига Севера) объявил, что Италия на парижской встрече 6 сентября намерена вообще поставить вопрос о том, чтобы выгонять из одних стран ЕС граждан других стран ЕС, которые не могут обеспечить себя жильем и питанием, и лишь сосут соки из систем социального обеспечения.
Как бы Россия не осталась единственным островом безмерной любви к цыганам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции