ДЖАКАРТА, 23 авг - РИА Новости, Михаил Цыганов. Очередной кризис с заложниками на Филиппинах, в ходе которого антитеррористический спецназ в понедельник более часа пытался уничтожить единственного злоумышленника, вновь продемонстрировал плохую подготовку даже лучших филиппинских подразделений. Кроме того, захват заложников, который, по предварительным данным, стоил жизни примерно десяти из них, также вновь вскрыл серьезнейшие проблемы с контролем за огнестрельным оружием в этой стране.
Экс-полицейский против бывших коллег
Утром в понедельник вооружённый автоматом и пистолетами и одетый в полицейскую форму 55-летний бывший капитан полиции Роландо Мендоса (Rolando Mendoza) остановил в центре филиппинской столицы автобус с 24 пассажирами, включая более чем два десятка гонконгских туристов. Сначала он попросил подвезти его, а потом захватил автобус и взял пассажиров в заложники, требуя от властей восстановления на службе и закрытия заведенного на него дела.
Признанный в 1986 году одним из десяти лучших полицейских страны, Мендоса был уволен со службы в январе этого года в связи с подозрениями в вымогательстве и фальсификации вещественных доказательств. По некоторым заявлениям представителей полиции, сделанным еще до штурма, в ходе процедуры отстранения действительно были нарушены правила. В ходе переговоров со злоумышленником вице-мэр Манилы Иско Морено (Isko Moreno) передал для Мендосы через полицейских переговорщиков письмо главы государственной Комиссии по разбору жалоб, содержание которого не было оглашено. Морено, однако, заверил журналистов, что экс-полицейский будет очень рад этому посланию.
В захваченном автобусе первоначально находился 21 житель специального административного района КНР Сянган (Гонконг), сообщило агентство Синьхуа. В числе заложников также оказались гид-переводчик, тоже житель Гонконга, местный гид, водитель и фотограф. Туристы, возраст которых составляет от четырёх до 72 лет, должны были вылететь в Гонконг из Манилы вечером в понедельник.
После трех часов переговоров бывший полицейский разрешил покинуть захваченный автобус шести заложникам - трем детям, гиду и двум взрослым, а затем, по отдельности, отпустил еще троих. На этом хорошие новости окончились: по данным газеты Philippine Daily Inquirer, прямо на глазах у Мендосы был арестован и закован в наручники участвовавший в переговорах его брат - находящийся на действительной службе полицейский, который без согласования с начальством пронес на переговоры пистолет. По некоторым данным, полицейские также задержали сына злоумышленника - также у него на глазах.
Бывший капитан стал нервничать и сделал два предупредительных выстрела в воздух, а также заявил по радио, что "знает, что будет убит", пообещав расправиться с заложниками, если полицейские приблизятся к автобусу. После выстрелов Мендосы автобус пришел в движение, и полицейские открыли огонь по его шинам, а потом на протяжении почти полутора часов несколько раз пытались проникнуть внутрь, пока их усилия не увенчались успехом. Сам Мендоса был застрелен снайпером.
Два захвата одновременно
Тем же утром понедельника четверо преступников на автомобиле без номерных знаков открыли в пригороде Манилы огонь по автомашине, в которой ехали трое граждан Южной Кореи, убив на месте одного из них и захватив двоих его спутников. Вскоре, однако, те были освобождены нападавшими.
"Мотивы нападения пока не ясны, однако банды похитителей ради выкупа часто избирают в качестве мишеней иностранных туристов и бизнесменов, находящихся близ Манилы и в провинциях", - отмечает Philippine Daily Inquirer.
Однако больше всего действия Мендосы напоминают о марте 2007 года, когда владелец приюта в бедном пригороде Манилы Армандо Дукат захватил автобус с более чем 30 своими воспитанниками, чтобы привлечь внимание к проблемам с образованием и жильем и коррупции на Филиппинах. Заложники были освобождены вечером того же дня после того, как власти обещали предоставить бесплатное образование всем воспитанникам Дуката.
За две недели до этого инцидента спецгруппа филиппинской полиции штурмом захватила помещение суда в пригороде Манилы, освободив захваченных там за сутки до этого заложников. В ходе операции был убит удерживавший заложников вдвоём со своей подругой каскадёр Альмарио Вильегас (Almario Villegas). Все заложники тогда не пострадали. Причиной захвата стал спор из-за прав собственности на землю.
Прощай, оружие?
Обращает на себя внимание тот факт, что во всех этих случаях злоумышленники не имели никаких проблем с тем, чтобы заполучить огнестрельное оружие. Впрочем, это проблема не только столицы: всего три назад мэр города Хенераль-Сантос - одного из крупнейших на южнофилиппинском острове Минданао - Дарлин Антонино-Кустодио (Darlene Antonino-Custodio), обеспокоенная волной убийств в городе, издала в пятницу указ, объявляющий город зоной, свободной от огнестрельного оружия.
Убийства с применением огнестрельного оружия, считает мэр, "уже достигли вызывающего беспокойство уровня". По данным местной полиции, только в прошлом месяце в городе с населением чуть более полумиллиона человек неизвестные преступники убили 17 человек как при помощи огнестрельного, так и холодного оружия.
Являвшиеся на протяжении нескольких десятилетий в начале XX века колонией США после трех веков испанского владычества Филиппины получили в наследство от своих бывших колониальных хозяев взрывоопасное сочетание латинской вспыльчивости и американской любви к огнестрельному оружию. Сколько в точности стволов огнестрельного оружия имеется сейчас в "стране семи тысяч островов", не знает никто: оценки числа одних лишь находящихся в частном владении пистолетов колеблются от 470 тысяч до 3,9 миллиона. В некоторых районах страны даже официально разрешено изготовление в маленьких частных мастерских полукустарных пистолетов, которые в этой стране называют "палтик".
Однако в последние годы отношение к огнестрельному оружию среди филиппинцев явно начинает меняться. Так, в ходе проведенного в июне этого года Азиатско-Тихоокеанским центром исследований (АТЦИ) опроса 400 жителей Большой Манилы, семь из десяти столичных жителей высказались за то, что традиционный запрет на ношение огнестрельного оружия накануне, в ходе и сразу после всеобщих выборов был оставлен в силе на постоянной основе. Еще большее количество - 81% - выступило за продление сроков работы созданных полицией на время предвыборной кампании и самих выборов контрольно-пропускных пунктов. Опрос проводился с 29 по 31 мая и имеет погрешность плюс-минус 5,03%.
По мнению президента АТЦИ Анисето Фонтанильи (Aniceto Fontanilla), полученные данные свидетельствует о том, что большинство манильцев выступает за запрещение ношения огнестрельного оружия за пределами домов. "Мне кажется, что в провинции сторонниками запрета на огнестрельное оружие является еще больше людей", - добавил он, сославшись на данные предыдущих исследований.