После крупнейшей техногенной аварии, произошедшей на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года и унесшей жизни 75 человек, компания «РусГидро» и власти республики Хакасия развернули масштабную работу по социальной реабилитации жителей девятитысячного поселка Черемушки. Здесь живут родные погибших, их друзья, работники ГЭС. Для лучшего понимания проблем, с которыми сталкиваются люди после аварии, «РусГидро» открыло общественную приемную. Сюда могут обращаться как работники компании и родственники погибших, так и любой житель поселка. Приемная начала работу 15 апреля 2010 года и к настоящему моменту приняла 317 обращений, 123 из них были удовлетворены.
Сначала люди обращались в приемную с материальными проблемами, возникшими после гибели родных, но сейчас просьбы и предложения черемушкинцев все чаще связаны с «мирной жизнью». Об этом в интервью РИА Новости рассказал заместитель руководителя общественной приемной «РусГидро» на Саяно-Шушенской ГЭС Александр Расторгуев.
- Александр Петрович, к вам поступило более трехсот обращений, а решения вынесены лишь по сотне. Почему?
- Во-первых, это связано с тем, что было много обращений, по которым мы пока не можем принять решение. Например, было массовое обращение от членов семей погибших в аварии на СШГЭС о возмещении морального вреда. Кроме того заявители требовали, чтобы ОАО «РусГидро» купило квартиры для всех детей погибших, независимо от того какие у семьи жилищные условия. Изначально квартиры приобретались либо сиротам, либо в случае если у семьи погибшего не было собственного жилья. Много обращений поступило о материальной компенсации ущерба от потери или порчи личных вещей в связи с аварией. По этому поводу готовится положительное решение ОАО «РусГидро». Другое массовое обращение – предоставление детям погибших учебных сертификатов, как гарантии на поступление и бесплатное обучение в вузе. Мы считаем неправильным, что ребенок будет гарантированно учиться, независимо от своих усилий и успехов, и главное нет законодательных оснований и нет таких прецедентов в России. Мы предлагаем другое решение этого вопроса. Сегодня каждый учащийся из семей погибших имеет право на именную стипендию, сейчас это около 6,5 тысячи рублей в месяц. Возможно увеличение суммы именных стипендий до восьми тысяч, а по году это будет уже сто тысяч. Это уже приличная сумма для того, чтобы оплатить образование. И нас радует, что в этом вопросе есть понимание со «Ступенями к жизни». Так что, возможно, в ближайшем будущем вопрос по сертификатам отпадет.
- Вы упомянули, что люди обращались за моральной компенсацией. Поясните, о чем идет речь. Ведь семьи погибших и пострадавшие получили компенсацию от государства и «РусГидро».
- Речь идет в данном случае о родителях погибших. Как правило, все деньги государства и компании – по одному миллиону рублей - шли в семью погибшего, женам и детям. Многие родители оказались без материальной компенсации, они начали обращаться в суд за возмещением морального вреда. И было принято два судебных решения о выплате 150 тысяч рублей. Координационный совет (в него входят представители «РусГидро», правительства Хакасии, мэрии Саяногорска – ред.) тогда принял решение о выплате компенсаций всем родителям. За основу была взята вот эта сумма - 150 тысяч рублей каждому родителю, то есть 300 тысяч на полную семью. Эти деньги зарезервированы, и родители начали их получать. В списке 56 человек, на сегодня получили - 42
- С какими еще вопросами, проблемами обращаются люди в общественную приемную?
- Жилье. В 2009 году компанией ОАО «РусГидро» приобретено 20 квартир семьям, не имеющим собственного жилья, где были несовершеннолетние дети, дети-сироты, беременные женщины. В 2010 году, по решению Координационного Совета приобретено еще четыре квартиры. В одном случае куплена квартира для мамы погибшего. Выяснилось, что она не имеет средств к существованию и находилась на содержании сына. В другом случае приобретена квартира тоже для матери погибшего, но причиной стали взаимоотношения в семье. Сначала «РусГидро» оплачивало аренду квартиры для этой женщины, а потом вот купили квартиру. То есть, я хочу сказать, что идет индивидуальная работа с родственниками, она будет продолжена и в дальнейшем. Важный момент - трудоустройство. Устроено на работу 47 человек, в основном на СШГЭС и Саяно-Шушенский Гидроэнергоремонт. Сначала к нам обращались только родственники погибших, но потом стали приходить люди напрямую не пострадавшие от аварии, просто жители поселка. Выполнять функции центра занятости мы, конечно, не можем, но стараемся помогать по мере возможностей: ведем совместную работу с правительством республики, администрацией Саяногорска (пгт.Черемушки входят в состав этого города – ред.), с Саянским алюминиевым заводом и другими предприятиями г. Саяногорска. Со временем на поверхность вышла еще одна проблема – медицинская реабилитация пострадавших. Некоторым из них уже оказана материальная помощь для прохождения дополнительного лечения и обследования в специализированных медицинских учреждениях за пределами Хакасии.
- Количество обращений со временем уменьшается или нет?
- Нет, обращений много, мы же еще и консультируем людей по разным вопросам. Но, я хочу сказать, что характер обращений заметно меняется. Ели раньше люди приходили с материальными проблемами, то сейчас просьбы и предложения склоняются в сторону социальных изменений: организации досуга, благоустройства поселка. Это, на мой взгляд, означает, что жизнь в поселке входит в нормальное русло.