МОСКВА, 20 авг - РИА Новости, Ирина Тумилович, Светлана Янкина. Дзержинский суд Санкт-Петербурга в пятницу признал незаконным отказ прекратить уголовное дело в отношении гражданина России и Германии Александра Певзнера, который обвиняется в контрабанде ранее неизвестной картины Карла Брюллова "Христос во гробе", сообщила Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) его адвокат Анна Ставицкая.
"Суд удовлетворил нашу жалобу в порядке статьи 125 УПК РФ на действия (бездействие) следственных органов", - сказала адвокат.
Она напомнила, что в жалобе защита Певзнера просила признать незаконным не только привлечение его к уголовной ответственности, но и отказ следствия вернуть ему произведение искусства.
"Теперь следствие должно либо прекратить уголовное дело и вернуть картину, либо вынести новое постановление, где было бы мотивировано, почему следствие не прекращает дело и не возвращает картину", - пояснила Ставицкая.
Вместе с тем, как рассказал РИА Новости Певзнер, суд в четверг отклонил ходатайство адвокатов о привлечении немецких экспертов для оценки состояния картины.
Он пояснил, что картина была приобретена с повреждениями в виде плесени и ей требовалась реставрация. Как полагает коллекционер, за те несколько лет, что она находится на ответственном хранении в Русском музее, состояние произведения могло ухудшиться.
ФСБ в августе 2003 года возбудила уголовное дело в отношении Певзнера по статье 188 УК РФ (контрабанда), поскольку, по мнению следствия, при ввозе картины из Бельгии в Россию он внес заведомо ложные сведения в таможенную декларацию. Затем следствие по уголовному делу приостановили, поскольку обвиняемый постоянно живет в Германии.
В настоящее время картина хранится в Государственном Русском музее: она является вещественным доказательством, и без решения суда в ее отношении не могут быть предприняты никакие действия.
Следствие утверждает, что обвиняемый, доставив произведение искусства в Петербург, поместил его на временное хранение в Русский музей с целью последующей легализации.
По данным управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Певзнер договорился с родителями своей жены, которые имеют гражданство РФ, чтобы они от своего имени официально оформили документы на передачу якобы принадлежащей им картины на временное хранение для приобретения Русским музеем за 400 тысяч долларов с целью легализации произведения искусства.
Коллекционер отрицает эти обвинения. Он утверждает, что ввозил приобретенную в Бельгии картину в Россию не для реализации, а для того, чтобы получить экспертное заключение о ее авторстве в Русском музее. Картина, как пояснил Певзнер, совершенно нетипична для Брюллова, поскольку написана на тонком, просвечивающем материале и предназначена для установки в окно.
Собеседник агентства уточнил, что в том же Русском музее собирался отреставрировать картину, хотя музей настаивал на том, чтобы купить ее, а коллекционер не собирался с ней расставаться.
"До того, как я ее приобрел, мне дали фотографию этой картины, висевшей на стене, и сказали, что это, предположительно, Брюллов. После чего я показал фотографию в Русском музее, и там сказали, что слышат об этой картине год или два и страшно хотят ее купить, поскольку также предполагают, что это Брюллов", - сказал Певзнер.
Обвиняемый утверждает, что атрибутировать картину нужно было именно в Русском музее, поскольку там находится "самое большое собрание Брюллова в мире", что облегчает искусствоведческую экспертизу. "Я уплатил серьезную для меня сумму, поэтому хотел атрибутировать картину только в том месте, где в этом понимают", - сказал Певзнер.
К тому же, по словам коллекционера, с продавцом была заключена серия договоров, согласно которым картина, если эксперты не признают ее произведением Брюллова, возвращается продавцу, а покупатель получает обратно свои деньги.
"После этого я ввез картину в Россию, задекларировал ее на таможне в так называемом "режиме временного ввоза", когда ее можно ввезти и вывезти потом беспрепятственно, предъявил фотографии общего плана и большого фрагмента (это все было завизировано таможенными штампами и подписями, а потом поместил ее на временное хранение в ГРМ, чтобы провести экспертизу и последующую реставрацию", - рассказал Певзнер.
По его словам, при временном ввозе не требуется указывать название картины и ее автора, заявлять таможенную стоимость и производить таможенные платежи.
"В действительности произошел рейдерский захват частной собственности: арестовали картину, которая после экспертизы стояла в Русском музее, пока я вел переговоры о ее реставрации, и в этот промежуток завели уголовное дело, обвинив меня в недекларировании картины, а через четыре месяца переделали в юридически бессмысленное обвинение в том, что я имел намерение продажи", - заявляет Певзнер.
"Самое важное, что иметь такое намерение на временном ввозе можно, и, если я начинаю ее продавать, то могу поменять временный ввоз на постоянный и внести соответствующие платежи", - утверждает владелец.
То, что родственники его супруги фигурируют в деле, коллекционер объяснил тем, что на мать супруги была оформлена доверенность. "Поскольку я живу за границей, а реставрация картины занимает шесть-восемь месяцев, то чтобы как-то можно было ей распоряжаться, я выписал на свою тещу доверенность. Если нужны какие-то подписи, внесение денег, то она бы это исполняла", - заключил собеседник агентства.
Картина "Христос во гробе" была написана Брюлловым в 40-х годах 19-го века для домовой церкви графа Адлерберга, а в 30-х годах 20-го века семья Адлербергов, эмигрировавшая из России, завещала картину православному приходу в Брюсселе.
В апреле в западных СМИ появилась информация, что ранее неизвестная картина Брюллова хранится в плохих условиях, однако Государственный Русский музей опроверг эти утверждения и продемонстрировал картину журналистам, чтобы они сами могли в этом убедиться.