Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Еще не конец. Часть II

Армен Гарникович Оганесян
Армен Гарникович Оганесян
"Любой, кто считает, что рост по экспоненте может продолжаться вечно в конечном мире, является либо сумасшедшим, либо экономистом". Эта мысль, принадлежащая британскому экономисту, сегодня очевидна и для не искушенного в экологии и экономике обывателя. Впрочем, ограниченность стремительно изживающей себя "философии хозяйства" лучшие умы ощущали еще в период расцвета индустриальной эпохи.

Часть первая

«Любой, кто считает, что рост по экспоненте может продолжаться вечно в конечном мире, является либо сумасшедшим, либо экономистом». Эта мысль, принадлежащая британскому экономисту, сегодня очевидна и для не искушенного в экологии и экономике обывателя.

Впрочем, ограниченность стремительно изживающей себя «философии хозяйства» лучшие умы ощущали еще в период расцвета индустриальной эпохи. Изгнанный в 1922 году из России замечательный русский мыслитель Франк вскоре напишет в Берлине: «Уже то обстоятельство, что человеческая жизнь, индивидуальная и коллективная, в такой огромной мере сводится на ту самую борьбу за существование, на беспрерывную, самоубийственную драку за средства пропитания, которая господствует во всем животном мире, - что, несмотря на все технические усовершенствования, с размножением человеческого рода все относительно меньше становится на Земле плодородной почвы, угля, железа и всего того, что нужно людям, и борьба за обладание ими становится все ожесточеннее, -уже одно это есть достаточное свидетельство того, как стихийные условия космической жизни сковывают человеческую жизнь…»

Пройдет совсем немного времени и мирный, внешне вполне бюргерский Берлин, в котором писались эти строки, станет символом и центром нового кровавого передела мира в борьбе за «жизненное пространство».

В наши дни «космическая скованность» человечества обнаруживает себя со все большей настойчивостью. Кризис «общества благоденствия», который сегодня так болезненно переживается в западном обществе, есть, как и породивший его финансово-экономический кризис, лишь отражение простой истины: «Благоденствия на всех не хватает». Среднестатистический человек «общества благоденствия», конечно, не догадывался, что «стратегически» его материальное «благобытие» было обеспечено не столько мудрыми политиками и экономистами, как ему это все время втолковывали, сколько «неблагополучием»« огромного числа людей в мире. Неслучайно нынешний кризис «благополучия» совпал с мощным ростом экономики, народонаселения и уровня жизни в странах вне «западной ойкумены».

Судя по всему, мы находимся у основания новой волны мирового развития. Доля Европы, США и Канады в мировом валовом продукте сократилась с 68% в 1950 году до 47% в 2003-м (и это учитывая экономический крах СССР). Если такая тенденция сохранится, то уже через 40 лет остальной мир будет производить почти 80% всех материальных благ и все это будет происходить на фоне стремительного старения и сокращения народонаселения в Европе (включая Россию), США и Канаде. Мировой банк прогнозирует, что к 2030 году средний класс развивающегося мира составит 1,2 млрд. человек. По сравнению с 2005 годом - рост в 200%! И этот новый средний класс захочет иначе питаться, иначе одеваться и, следуя западной модели развития, превращаться в общество «благоденствия», претендуя на мировые ресурсы во все возрастающей степени.

Экономический и потребительский бум в развивающемся мире, который неизбежно пародирует «старого, жирного тигра», - уже не потенциальный, а актуальный вызов не только Старому и Новому Свету, но и существованию Земли как сферы человеческого обитания. И вот еще далеко не праздный вопрос: в условиях климатических изменений, сокращения ресурсов, нарастающей продовольственной проблемы не замаячит ли перед нами призрак новой «самоубийственной драки», которую Франк предсказал накануне мировой войны в Европе?

А как же вера в человеческий разум? Ах да, простите, запамятовал. Ведь есть же у нас на вооружении идея вполне инновационная, так называемые «зеленые технологии». Однако даже признанные энтузиасты «зеленой экономики» считают, что на фоне прогнозируемого экономического роста с его неизбежными последствиями все эти меры не носят и половинчатого характера решения проблем мировой экологии и климата. Образно говоря: Сколково не решит проблемы Шатуры - нужна вода, а с ней - проблемы (надеюсь, не в Подмосковье).

Основные мировые «загрязнители» тоже хорошо известны - это производство энергии, отопление всех видов зданий, транспорт, химическая промышленность и химические удобрения. Компьютерные системы - всеобщий кумир современной жизни во всех ее областях - еще один и далеко не последний производитель парникового эффекта. Независимая экспертиза лаборатории Alex Wissner-Gross установила, что при реализации поискового запроса Google в среднем выделяется 7 грамм СО2. Разумеется, Google существенно занижает эти цифры, но не отрицает самого факта негативного воздействия на окружающую среду.

И все же сама идея инновационного подхода интуитивно верна в своей первооснове. Правда, она не имеет никакого отношения к новейшим технологиям и ни к каким технологиям в принципе. Это скорее воспоминание о неосуществленном будущем. Исполнение заповеди - в поте лица «возделывать», а не калечить и изнурять землю (если бы человечество сохранило ее), вне всякого сомнения, привело бы мир к другому состоянию, к другим исполненным любовью к земле и ближнему, живущему на ней, технологиям, о которых мы, не имея понятия, заключаем как о чем-то несбыточном. Но эту мысль-любовь, что Земля дана нам как мать-кормилица, как «мать-сыра земля», все еще хранила в себе немалая часть русского крестьянства до трагедии 1917 года и последующей коллективизации.

Если идеи правят миром, то, конечно, не технологии, а порождающие их мировоззрение и отношение к жизни должны стать залогом его обновления. От сознания тупика и общей кризисности рождаются технологии отчаяния, а не инноваций, которые так легко принять за последние. Но где же взять, откуда ожидать подлинное, спасительное, инновационное мышление? Как найти выход из афоризма-ловушки Леца: «Мышь мечтала о крыльях. Ну и что, госпожа летучая мышь?»

Продолжение следует

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
-->
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала